Синология.Ру

Тематический раздел


Чжун Куй

鍾馗, в поздней китайской мифологии повелитель демонов. Образ Чжун Куя возник, по-видимому, в глубокой древности (не позже VII–VI вв. до н.э.) и первоначально ассоциировался с палицей из персикового дерева, отгоняющей нечисть (по нек-рым толкованиям чжун и куй означают «палица»). В ср. века его заменил антропоморфный образ повелителя бесов.
 
В обычай вошло рисовать хватающего бесов Чжун Куя красной краской и вывешивать эту картину с магическими целями (обычно в праздник дуань-ян — 5-го числа 5-й луны). На народных лубках (нянь хуа) Чжун Куй изображался в костюме чиновника, в позе, угрожающей бесам. Такие лубки часто наклеивались на обе створки двери, т.о., Чжун Куй выполнял функцию бога дверей (мэнь-шэнь). В народе образ Чжун Куя часто контаминируется с образом Пань-гуаня, т.к. считается, что Чжун Куй тоже вершит правосудие над душами умерших.
 
Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966, с. 220–225; он же. О некоторых главных типах китайских заклинатель­ных изображений по народным картинам и амулетам // Записки Восточного отделения Императорского Русского Археологиче­ского общества. Т. 20. СПб., 1910, с. 11–15; Ван Шу-цунь. Чжун Куй бай ту (Сто изображений Чжун Куя). Гуанчжоу, 1991; Виноградова Т.И. Культ Чжун Куя — повелителя бесов: народная картина, литература, театр, ритуал // Кунсткамера: Этнографические тетради. Вып. 4. СПб., 1994, с. 53–72; Чжао И. Гайюй цункао (Систематическое собрание дополнительных разысканий). Шанхай, 1957, с. 768–770.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 727.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.