Синология.Ру

Тематический раздел


Бао-гун

包公 Князь Бао. Бао ЧжэнБао ЧжэнВ китайской народной мифологии справедливый судья, почитаемый как один из судей загробного мира. В основе образа Бао-гуна - сановник Бао Чжэн (999–1062), к-рый прославился расследованием запутанных преступлений и своей неподкупностью; он наказывал всех невзирая на лица и даже на родство с императором (ср. китайскую пословицу «Взяткой не подкупишь только [владыку ада] Янь-вана и почтенного Бао»). Имя Бао Чжэна постепенно вошло в легенды. В одной из них рассказывалось о разрешении Бао-гуном дела о мышах-оборотнях. Некий студент по дороге в столицу встретил пять мышей-оборотней и рассказал им о своих домашних. Тогда пятая мышь приняла облик студента и явилась к его жене. Вернувшись, студент увидел двойника и подал жалобу, которая дошла до первого министра. Но облик первого министра приняла четвертая мышь, и дело еще более запуталось. Об этом узнали при дворе, но оказалось, что во дворце находятся два государя и две государыни. Двойник оказался и у Бао-гуна, призванного на помощь принцем наследником. Настоящий Бао-гун в чудесном сне явился к Верховному государю Юй-ди и доложил обо всем. Юй-ди послал на землю Нефритового кота, и тот изловил мышей. Со временем появились легенды о чудесном рождении Бао-гуна, связанном с явлением черноликого духа Куй-сина, и ряд сюжетов о сошествии судьи в подземное царство для расследования преступлений, совершенных на земле. Бао-гун обнаруживает исправления в Книге судеб, к-рые за взятку сделал один из судей загробного мира, добивается у  царя преисподней Янь-вана (санскр. Яма) выдачи судьи и казнит его. В поздних представлениях Бао-гун превращается в судью, наказывающего духов в загробном мире (см. Ди-юй). Бао-гун всегда изображался (в т.ч. и на театральной сцене) с черным лицом — символом неподкупности.
 
В ХIII–XIV вв. появились драмы о Бао-гуне (более 10). Его образ  выведен  в ряде ср.-век. народных повестей (сборник «Лун-ту гун-ань», «Дела, разрешенные судьей Бао [из павильона] Драконов план», ХVI–XVII вв.)., а также в романах «Пин яо чжуань» («Усмирение нечисти», XIV в.) и «Сань ся у и» («Трое храбрых, пятеро справедливых» Ши Юй-куня, XIX в.). В фольклоре он известен  под прозвищем Бао Лун-ту — Бао [из павильона] Драконов план (Лун-ту — название павильона дворцовой палаты, где император предавался лит. занятиям и где одно время служил Бао Чжэн, восходит к обозначению нумерологической схемы знаменитого даоса Чэнь Туаня; см. Хэ ту ло шу).
 
Литература:
Рифтин Б. Сказитель Ши Юй-кунь и его истории о мудром судье Бао и храбрых защитниках справедливости // Ши Юй-кунь. Трое храбрых, пятеро справедливых / Пер. с кит. М., 1974; Китайские народные сказки / Пер. с кит. М., 1972, с. 258–262; Чжао Цзинь-шэнь. Бао-гун чуаньшо (Легенды о Бао-гуне) // Чжао Цзин-шэнь. Сяошо сяньхуа (Беседы о прозе). Шанхай, 1937, с. 104–137; Sung biographies / Ed. by H. Franke. Wiesbaden, 1976. Bd 16, 2. S. 823–832; Ma Yau-wооn. The Pao-kun tradition in Chinese popular literature / Ph.D. Thesis. New Haven, 1971.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 374.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.