Синология.Ру

Тематический раздел


Ди-юй

地獄 «подземное судилище». В поздней китайской мифологии ад. Представления о ди-юй сложились под влиянием буддизма, проникшего в Китай в начале нашей эры. Согласно поздним представлениям о шести формах перерождения, которые назначаются в ди-юй умершему, те, кто творили только добро, рождаются вновь в облике князей, полководцев и сановников; менее добродетельные — в облике купцов, ученых, ремесленников и земледельцев либо вдовцов, бездетных, сирот. Затем следует наказание в виде рождения в облике животных, птиц и насекомых или пресмыкающихся.
 
По древнекит. представлениям, души умерших отправляются к Желтому подземному источнику Хуанцюань или в местность Хаоли, или на гору Тайшань, а их дальнейшую судьбу вершат духи земли и гор. В IV–VI вв. у даосов упоминается Лофэн — столица подземного царства, находящаяся на горе на крайнем севере, позднее 6 небесных дворцов, по к-рым распределялись души умерших. К IX в. появилось описание 24 подземных судилищ на горе Фэнду. В это время у китайских буддистов появляется представление о десяти залах ди-юй. Примерно в XIII–XV вв., когда складывалась нар. синкретическая религия, была установлена и иерархия божеств загробного мира во главе с Юй-ди (Нефритовый государь), к-рому подчинен бог мертвых Ди-цзан-ван. По поздним сочинениям, ди-юй локализован в уезде Фэнду пров. Сычуань.
 
Ди-юй состоит из 10 судилищ, каждое из к-рых имеет 16 залов для наказаний. В первом судилище над большим морем на Черной дороге у Желтого источника судья Цинь-гуан-ван, к-рый является начальником остальных десяти судей, допросив души умерших, безгрешные отправляет в 10-е судилище, где они получают право родиться вновь, грешные — к «зеркалу греха» на террасе (не-цзин-тай), обращенной к востоку, в к-ром они видят отражение своих дурных дел (на раме зеркала надпись: «На террасе перед зеркалом греха нет хороших людей»).
 
В судилище расположены «двор голода» (цзи-чан), «двор жажды» (кэ-чан), «камера восполнения священных текстов» (бу-цзин-со), в нее попадают монахи, к-рые взимают плату за прочтение молитв по покойникам, не читая их до конца. Души самоубийц Цинь-гуан-ван отправляет (кроме случаев, когда причиной самоубийства была верность долгу, сыновняя почтительность или стремление сохранить целомудрие) обратно на землю в облике голодных демонов (э гуй), после истечения срока жизни, отпущенного им небом, они попадают в «город напрасно умерших» Вансычэн, откуда нет пути к иному рождению.
 
Существовало поверье, что они могут вернуться на землю и возродиться вновь, если им удастся вселиться в чужую телесную оболочку, поэтому души умерших преследуют живых, стараясь извести их до смерти. Празднование в честь Цинь-гуан-вана, когда соблюдали пост, каялись и не грешили, совершалось 1-го дня 2-й луны.
 
Вторым (на юге под морем) судилищем управляет Чу-цзян-ван. В сопровождении двух духов Чжэн-нин (Мохнатая собака) и Чи-фа (Красноволосый) сюда отправляются души мужчин и женщин, вступавших в недозволенную связь, души воров, дурных лекарей, обманщиков и т.п. Здесь грешники живут в нечистотах, их колют вилами. Чу-цзян-вана чествовали в 1-й день 3-й луны.
 
В залах третьего судилища хэй-шэн («черная веревка»), на юго-востоке под морем, куда после допроса судьи Сун-ди-вана грешников приводит черт Да-ли-гуй (Силач), им перевязывают пеньковой веревкой горло, руки и ноги; колют бока, клещами сжимают сердце и печень, строгают сердце, бьют по коленям, выкалывают глаза и сдирают кожу. В это судилище попадают те, кто думал, что император не заботится о подданных, чиновники, пренебрегавшие своими обязанностями, жены, обманывающие мужей, и т.п. Сун-ди-вана чествовали на 8-й день 2-й луны.
 
В четвертом судилище владычествует У-гуань-ван. К нему идут грешники, не уплатившие налогов, обвешивавшие людей, продававшие поддельные лекарства или рис, смоченный водой, расплачивавшиеся фальшивым серебром, кто жульничал при продаже материи, крал камни из мостовой и масло из уличных фонарей; кто завидовал богатству чужих; не выполнял обещаний дать деньги или лекарства взаймы, выбрасывал на улицу битое стекло, бранил злых духов, лгал и запугивал других и т.д. При 4-м судилище есть река Найхэ (Река нечистот), мост через нее охраняют ядовитая змея и злой пес. Там же сбрасывают в Сюэучи (Кровяной пруд) души грешников-убийц, запятнавших кровью кухню, очаг либо храмы божеств или Будды, их загоняют в пруд и не разрешают высовывать голову. Угуань-вана чествовали на 8-й день 2-й луны.
 
Глава пятого судилища (на северо-востоке под морем) — Янь-ло-ван, к-рый прежде заведовал первым судилищем, но был переведен в пятое за то, что отпускал на землю души грешников, умерших от несчастных случаев. Здесь вынимают сердце у душ. Янь-ло-вану помогают Воловья башка и Лошадиная морда, сопровождающие души грешников на Вансянтай («Терраса, откуда смотрят на родной дом») по лестнице из 63 ступеней-ножей. С террасы грешники видят свой дом, слышат речь близких. На эту лестницу поднимаются те, кто не исполнил последней воли родителей, не выполнял гос. законов, не помогал деньгами, имея их, жены (или мужья), которые при живом супруге мечтали о другом, и т.д. День рождения Янь-ло-вана отмечался на 8-й день 1-й луны.
 
Шестым судилищем (на севере, под морем) ведает Бянь-чэн-ван. В него попадают люди, непочтительно называвшие богов по именам, укравшие позолоту или драгоценности с изображений божеств, непочтительно обращавшиеся с исписанной бумагой и книгами и т.п. В этом судилище вырезают сердца и бросают на съедение псам. Днем рождения Бянь-чэн-вана считался 8-й день 3-й луны.
 
Седьмым судилищем (под морем на северо-западе) управляет Тайшань-ван. Сюда попадают те, кто грабил, кто бросил новорожденного, играл на деньги, ел человечье мясо. За клевету наказывают в зале ба-шэ («вырывание языков»), тех, кто ел человечье мясо, записывали в Шэн-сы-бу («книгу живота и смерти»), обрекая тем самым их на вечный голод, если они родятся вновь. День рождения Тайшань-вана — 27-й день 3-й луны.
 
Восьмое судилище (на западе под морем) возглавляет Ду-ши-ван. Считалось, что сюда попадают те, кто непочтителен к родителям и не похоронил их, за что им укорачивалась жизнь в следующем рождении (часто в образе животного). Если же грешник исправлялся, то бог очага Цзао-ван писал на его лбу иероглифы цзунь («исполнил»), шунь («подчинился»), гай («исправился»). День рождения Ду-ши-вана 1-й день 4-ой луны.
 
В девятом судилище (на юго-западе, под морем) Пин-дэн-вана, Побнесенном железной сетью, казнят грешников, совершавших поджоги, изготавливавших яды, дурные книги и неприличные картины, изгонявших плод с помощью снадобий. Им отсекают голову, разрезают на мелкие части или удавливают веревкой. День рождения Пин-дэн-вана 8-го дня 4-й луны.
 
В десятом судилище (на востоке, под морем) 6 мостов — золотой, серебряный, нефритовый, каменный и два деревянных соединяют ад и мир живых. Судья Чжуань-лунь-ван решает, кто в кого должен переродиться, и каждый месяц списки душ отправляются в первое судилище, а затем к духу Фэн-ду-шэню, на границу между адом и землей. Здесь души попадают в павильон богини Мэн-по (Тетушка Мэн), где им дают выпить напиток забвения. Нек-рые девицы-грешницы, желающие мстить своим обидчикам-соблазнителям, возвращаются на землю духами. День рождения Чжуань-лунь-вана 17-го дня 4-й луны.
 
Изображения отдельных сцен ди-юй были чрезвычайно популярны в храмах Чэн-хуана. Путешествия в ди-юй неоднократно описывались в кит. лит-ре, начиная от религ. сказа VIII–X вв. и кончая ср.-век. литературной новеллой и фантастической эпопеей У Чэн-эня «Си ю цзи» («Путешествие на Запад») (XVI в.) и традиционными драмами (XIII–XX вв.).
 
Литература:
Баранов И.Г. Загробный суд в представлении китайского народа // Вестник Манчжурии. 1928, № I; Блюмхен С.И. Локализация «царства мертвых» в древнем Китае // XXIV научная конференция «Общество и государство в Китае». 1993, ч. 1, с. 23–28; Хуан Бо-лу. Цзи шо цюань чжэнь (Полный свод преданий). Т. 2. Шанхай, 1882; с. 131–140;Dore H. Researches into Chinese superstitions. Vol. 7. Shanghai, 1922, р. 250–302; Goodrich A.S. Chinese Hells. The Peking Temple of Eighteen Hells and Chinese Conceptions of Hell. St. Augustin, 1981;Савада Мидзухо. Дзигоку хэн (Муки ада). Киото, 1968.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 446-448.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.