Синология.Ру

Тематический раздел


Сюй Дао-нин

許道寧/甯. 970?, область Хэцзянь 河間 (в совр. пров. Хэбэй, по другим данным, уроженец г. Чаньань, совр. г. Сиань, пров. Шэньси), 1052. Художник, один из ведущих мастеров пейзажной живописи – шань-шуй (хуа) 山水 (畫), «живопись/изображения гор и вод», эпохи Северная Сун (Бэй Сун 北宋, 960-1127).
 
О жизненном пути Сюй Дао-нина известно лишь, что он прошел обучение в Академии живописи (Хуа-юань 畫院), занимаясь у самого Ли Чэна, однако закончил не живописное, а медицинское отделение Академии живописи и в дальнейшем занимался художественным творчеством для собственного удовольствия. Это не помешало ему снискать широкое признание среди знатоков живописи и получать заказы двора. По свидетельству знаменитого трактата «Тухуа цзянь вэнь чжи» 圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал») Го Жо-сюя 郭若虛 (XI в.) и более поздних письменных источников, Сюй Дао-нин работал преимущественно как пейзажист в станковой и монументальной живописи. В трактате начала XII в. «Сюань-хэ хуапу» 宣和畫譜 («Каталог живописи [периода правления под девизом] Сюань-хэ») перечислены 138 его работ, среди них свиток «Гуань шань ми сюэ ту» 關山密雪圖 («Горный проход, занесенный снегом»). Известно также о создании им двух стенописных картин, украшавших покои одного из столичных дворцов. Однако никаких подробностей об этих произведениях не сохранилось. Го Жо-сюй также утверждает, что творческая манера Сюй Дао-нина претерпела со временем серьезные изменения: «Вначале [работал] сдержанно и скромно; в старости считал, что кисть должна быть лаконичной и отточенной. Поэтому [изображал] вершины невысоких гор острыми, а пропасти отвесными, деревья и лес сильными и напряженными. Этим он отличался от других и создал стиль своей школы» (пер. К. Ф. Самосюк).
 
Правота мнения Го Жо-сюя о самобытности творческой манеры Сюй Дао-нина полностью подтверждается редким для него точно атрибутированным пейзажном свитком – «Юй-фу ту» 魚父圖 («Рыбаки», другие названия «Чунь цзян юй тин ту» 秋江魚艇圖, «Рыбачьи лодки на осенней реке», и «Ловля рыбы в горном потоке», 48,9х209,6 см, шелк, тушь легкая подцветка. Галерея искусств Нельсона-Аткинса, г. Канзас-Сити). Хотя это произведение в целом соответствует установкам «панорамно-монументального стиля», занявшего господствующее положение в академической живописи того времени, в «Юй-фу ту» дано иное построение ландшафта и специфические трактовки как горного вида в целом, так и его отдельных элементов. Вместо характерных для пейзажей Х в. (например, работ Гуань Туна и Фань Куаня) изображений единичной вершины, фланкированной сбоку двумя мелкими пиками, здесь показано несколько горных цепей, расположенных одна за другой по горизонтальной и вертикальной осям свитка. Ближний план занимают рыбачьи лодки на речной глади и дорога с идущими по ней путниками, средний – заполняют горные кручи (справа) и излучина реки с разбросанными по берегам валунами.. На дальнем плане, поднимается скальный массив, образованный разными по высоте и формам пиками, которые написаны мощными, скользящими от вершин к подножию, мазками кисти. Объемы выступов и впадин моделируются чередованием плотного слоя туши и лёгких размывов. Острые графические приемы рисунка отвесных скал и обнаженных древесных стволов на переднем плане дают приковывающее взор контрастное сочетание с мягкими расплывчатыми живописными пятнами в изображении далеких горизонтов.  Золотистый оттенок фона, приобретенный шелковой основой свитка, создает ощущение легкой «подсветки», как будто передавая ощущение студеного и прозрачного осеннего воздуха, что способствует впечатлению целостности и достоверности пейзажа
 
Т.о. есть все основания полагать, что с живописью Сюй Дао-нина соотносятся определенные перемены в эволюции «панорамно-монументального» ландшафта, занимавшего ведущее место в северо-сунской академической школе, которые непосредственно предшествовали стадии его наивысшего расцвета в творчестве крупнейшего пейзажиста X-XI вв. - Го Си.
 
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. и коммент. К. Ф. Самосюк. М., 1978.
 
Литература:
Виноградова Н. А. Искусство Китая, Альбом. М., 1988; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004; Купер Р., Купер Дж. Шедевры, искусства Китая (Пер. с англ.). Минск, 1997; Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X - ХIII вв. М., 1976; Самосюк К. Ф. Го Си. М., 1976; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 3. Пекин, 1986; Eight Dynasties of Chinese Painting. The Collection of the Nelson Gallery – Atkins Museum, Kansas City, and the Cleveland Museum of Art. Cleveland, 1980; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1-3. L., 1958; Sullivan M. Symbols of Eternity: Landscape Painting in China. Stanford, 1979.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 709-710.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.