Синология.Ру

Тематический раздел


Гуань Тун

關仝/同/童/穜. Род. г. Чаньянь 長安 (совр. г. Сиань 西安, пров. Шэньси), точные годы жизни неизвестны. Один из ведущих художников Х в., мастер пейзажной живописи шань-шуй (хуа) 山水 (畫) («живопись/изображения гор и вод»).
 
Гуань Тун обучался живописи у Цзин Хао и еще в конце эпохи Тан (618–906) начал работать профессиональным художником, предположительно, в 895–907 гг. После краха империи, нек-рое время жил отшельником, во время правления дин. Поздняя Тан (Хоу Тан 後唐, 932–936) стал придворным живописцем. В знаменитом трактате по истории живописи «Тухуа цзянь вэнь чжи» 圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал») Го Жо-сюя 郭若虛 (XI в.), Гуань Тун, наряду с Ли Чэном и Фань Куанем, включен в когорту сань цзя 三家, «трех великих мастеров» (в научной лит-ре  фигурирующих в качестве «Трех великих пейзажистов Х века»), к-рые  признаются основоположниками особого стилистич. направления в пейзаже, по определению совр. исследователей, «панорамно-монументального стиля», занявшего главенствующее место в офиц. (академической) живописи эпохи Северная Сун (Бэй Сун 北宋 960–1127).
 
В трактате Го Жо-сюя дана убедительная характеристика творческой манеры Гуань Туна: «Формы камней твердо — застывшие, сплетение деревьев — пышно разросшееся, башни и павильоны — по-древнему изысканы, фигуры людей — безмятежно уединенные» (пер. К.Ф. Самосюк). Кроме того, особо отмечается его живописное мастерство: «Когда Гуань рисует листья деревьев, он покрывает пространство [между листьями] тушью, сильно разведенной в воде; когда же показывает высохшие ветки, удары [его] кисти сильные и широкие».
 
Справедливость приведенных характеристик, подтверждается известными в копиях произведениями Гуань Туна, из к-рых наиболее близким к подлиннику признан свиток «Гуань шань син люй ту» 關山行旅圖 («Путники, идущие через перевал», принятый вариант перевода назв. — «Путники на горной дороге», др. вариант назв. — «Хуа гуань шань син люй» 畫關山行旅, «Изображение путников, идущих через перевал», копия сер. XI в., 144,4х56,8 см., шелк, тушь, легкая подцветка, Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй). В обоих вариантах назв. этого свитка, благодаря использованию фамильного знака художника, возможно, содержится намек на его авторство и на метафорическое понимание жизни как «дороги через горный перевал». Всю поверхность картины занимают горные формы, расположенные вертикальными планами и сходящиеся вместе, чтобы образовать похожий на крепостную башню высотный массив, резко обрезанный в верхней части краем свитка и как бы выступающий за границы худ. пространства. Формы гор, прорезанные тяжелыми тектоническими складками, выполнены в трех техниках: их контуры  очерчены графически и состоят из переменно расширяющихся и утончающихся линий; фактура горной породы, характеризующаяся углублениями и выступами, а также текстура поверхности переданы быстрыми скользящими мазками; объем смоделирован посредством тушевой штриховки и размывов, что создает оптический эффект трехмерности изображений и пространственной глубины. Вместе с тем, контуры гор в этом свитке оказываются более сглаженными, чем в предшествующих пейзажах, ощущение неприступности пиков снижается.  По мнению исследователей, в тв-ве Гуань Туна сделан очередной шаг в сторону овладения законами перспективы и композиционными принципами, позволившего наследникам мастера решить задачу  объединения пространственных планов.
 
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. и коммент. К.Ф. Самосюк. М., 1978.
 
Литература:
Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X–ХШ вв.М., 1976; Самосюк К.Ф. Го Си. М., 1976; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 2. Пекин, 1986; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1–3. L., 1958; Рaintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Possessing the Past. Treasures from the National Palace Museum, Taipei. Taipei, 1996; Sullivan M. Symbols of Eternity: Landscape Painting in China. Stanford, 1979.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 558-559.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.