Синология.Ру

Тематический раздел


Би-се

狴獬  «химера», фантастич. существо, занимающее важнейшее место в погребальной каменной скульптуре Китая I–VI вв. Худ. история образа би-се, считавшегося в поздних низовых верованиях «ребенком дракона», неразрывно связана с эволюцией специфич. типа надземного погребального ансамбля — «дороги (аллеи) духов», шэнь лу. Считается, что такого рода ансамбли стали создавать во 2-й пол. I в., в результате реформы похоронной обрядности, проведенной имп. Мин-ди (58–75), вторым монархом империи Восточная/Поздняя Хань. С этого времени над усыпальницей полагалось возводить специальное строение — «зал для жертвоприношений» (шанлинли), к к-рому должна была вести аллея с каменными сооружениями — пилонами (цюэ [1]), стелами (бэй) и парными изваяниями.
 
Дорога духов (шэнь лу)Дорога духов (шэнь лу)По утверждению письм. источников, первая «дорога духов» была сооружена над усыпальницей имп. Гуан-у-ди (25–57) — основателя дин. Вост. Хань, что частично подтвердилось археологич. находками: в 1995 вблизи могильного холма из земли извлекли каменное изваяние би-се (выс. 180 см, дл. 290 см). Во II в. погребальные ансамбли, включающие «дорогу духов», достаточно часто создавались над захоронениями знати, о чем свидетельствуют многочисл. находки каменных, обычно парных, статуй в разл. р-нах Китая — входивших в метрополию империи Хань (совр. пров. Хэнань, Шаньси, Шэньси) или находившихся на юго-зап. (пров. Сычуань) и вост. (пров. Шаньдун) ее периферии. Все известные сегодня статуи би-се, включая скульптуру из усыпальницы Гуан-у-ди, различаясь деталями, воспроизводят общий тип фантастич. существа, в к-ром стилизован образ идущего кошачьего хищника с оскаленной пастью и характерным S-образным изгибом тела, дополненный рогами, длинной извилистой бородой и крыльями. Задние ноги и хвост обычно покрыты перьями, переданными в плоском рельефе. Перечисленные приметы внеш. облика би-се дали повод европ. ученым называть это существо «химерой». Самыми показательными образцами ханьских «химер» признаны два изваяния (выс. 109 и 114 см, дл. 166 и 172 см), выкопанные (1955, 1963) в окрестностях г. Лояна (пров. Хэнань), где находилась столица империи Вост. Хань. Обе вещи теперь находятся в хэнаньском Музее Гуаньлинь (Лес Гуань [Юя]).
 
В пару «химерам» или вместо них могли создаваться и др. диковинные существа, имена к-рых обычно выбиты на поверхности скульптур: «небесный олень», тянь лу, и т.наз. китайский единорог — цилинь. Вопреки описаниям этих существ в лит-ре, где они наделены собств. внешними приметами и символич. значениями, их скульптурные изображения практически ничем не отличаются одно от другого и от статуй би-се. Напр., изваяния из усыпальницы губернатора обл. Жунань (Жунань-тайшоу), найденные в окрестностях совр. г. Наньяна (юг пров. Хэнань), абсолютно одинаковы, хотя одно из них (выс. 165 см, дл. 220 см), согласно надписи на нем, изображает «небесного оленя», а второе (165х235 см) — «химеру». Следовательно, в погребальном искусстве I–II вв. образ би-се действительно занимал господствующее положение, оказывая определяющее влияние на иконографию всех др. фантастич. существ. На вопрос о том, чем объясняется подобная популярность, ответить однозначно пока невозможно по причине неясности символич. значений образа «химеры»: в письм. источниках того времени о би-се почти ничего не говорится. Большинство исследователей сходятся во мнении, что в облике «химеры», равно как и всех прочих «крылатых созданий», нашли воплощение образы мифологич. персонажей, принадлежавшие к высшему миру и олицетворявшие обретение бессмертия. «Дорога духов», составленная подобными изваяниями, служила своеобразной «магистралью» между человеческим и божеств. мирами, открывая усопшему путь к вечному блаженству. Не исключено также, что «химеры» и аналогичные им изображения наделялись символич. функцией стражей усыпальницы. Немало споров вызывают и возможные морфологич. истоки образа би-се. Согласно одной т.зр., он сложился под влиянием иконографии «крылатого льва» (ши-цзы), к-рая, в свою очередь, восходит к скифскому «звериному стилю» или древнему ближневост. искусству. По др. версии, образ «химеры» имеет местное происхождение, развивая древние худ. традиции, в к-рых еще во II в. до н.э. наметилась тенденция к созданию образов фантастич. существ в виде «крылатого зверя». Так, среди бронзовых вещей XIII–XII вв. до н.э. присутствуют сосуды в виде пластического изображения тигра с крыльями. Еще большее морфологич. сходство с изваяниями би-се демонстрирует знаменитая бронзовая статуэтка «дракона» в виде хищника с крыльями, оскаленной пастью и S-образным изгибом туловища (выс. 26,4 см) из худ. наследия древнего царства Чжуншань (Чжуншань-го ды ишу). Известно неск. нефритовых фигурок II–I вв. до н.э., воспроизводящих существо, иконография к-рого почти точно совпадает с характерными приметами каменных «химер».
 
Суммируя сказанное, можно заключить, что даже в случае худ. влияния на морфологию образа би-се внеш. заимствований они объединились с уже известными местн. искусству иконографическими стереотипами.
 
После гибели империи Хань и возникновения в Китае новых гос-в, в к-рых были проведены очередные реформы похоронной обрядности, на нек-рое время прервалась традиция создания наземных погребальных ансамблей. Она возобновилась в нач. V в. в южно-кит. гос-ве Лю Сун (420–479). «Дороги духов» включены в наземную часть усыпальниц основателя этого гос-ва — имп. Гао-цзу (420–422) и третьего монарха Вэнь-ди (424–453) — соответственно погребальные ансамбли Чунинлин и Чаннинлин (находятся в совр. г. Нанкин, пров. Цзянсу). В них присутствуют парные изваяния фантастич. существ (выс. более 3 м и ок. 2,5 м), к-рые либо считаются изображениями цилиня, либо отождествляются с цилинем (статуи на вост. стороне «дороги духов») и «небесным оленем» (фигуры на зап. обочине).
 
При следующих южно-кит. династиях «дороги духов» стали создавать не только над усыпальницами монархов, но и в погребальных ансамблях принцев крови, а также отцов основателей династий. К кон. ХХ в. были полностью открыты 36 императорских и великокняжеских погребальных ансамблей, в т.ч. 9 созданных во время правления дин. Южн. Ци, 13 — дин. Лян и 2 — дин. Чэнь. 10 из южно-кит. погребальных ансамблей пока не идентифицированы. 19 памятников сосредоточены в г. Нанкин: 10 находятся на терр. самого города, 9 — на терр. уезда Цзяннинсянь, прилегающего к городу; еще 12 открыты в окрестностях г. Даньян (ок. 60 км восточнее Нанкина, на терр. уезда Чжоуянсянь).
 
Перечисленные ансамбли содержат монументальные скульптуры, варьирующие образ ханьских «химер», хотя, по мнению совр. исследователей, в них воплощены изображения трех персонажей — цилиня, тянь лу и би-се.Специфическим элементом иконографии первого из них выступает борода и один рог, изображения «небесного оленя» имеют пару рогов. Установлено, что статуи цилиня и тянь лу были включены только в «дорогу духов» императорских могил, тогда как погребальные ансамбли принцев крови отмечены парными статуями «химер». Независимо от сюжета, все изваяния характеризуются сочетанием грации, величественности и выразительности, благодаря худ. артистизму и тщательности в исполнении деталей, в первую очередь, головы с оскаленной пастью и крыльев, образованных завитками перьев. Поверхность скульптур покрыта орнаментом, стилизующим отделку древних бронзовых изделий, что придает им налет «архаичности» и, одновременно, особую декоративность.
 
Наибольшей «элегантностью» и экспрессивностью обладают те изваяния цилиней и тянь лу, в к-рых туловище персонажей имеет изысканно вытянутый контур, подчеркивающий движение плавно передвигающегося зверя. Такое впечатление производит, напр., статуя цилиня(выс. 242 см, дл. 300 см) из погребального ансамбля (Сю-аньлин) старшего брата основателя дин. Южн. Ци. Иногда в изображениях цилиня проявляются элементы облика змеи, в т.ч. удлиненная шея, голова «змеиной формы», что придает статуям еще большую изысканность: пример тому — изваяние из погребального ансамбля (Цзинъаньлин) имп. У-ди дин. Южн. Ци.
 
Всем скульптурам би-се присущи, напротив, массивность и статичность, при этом они создают впечатление изображений разъяренного хищника. В них воспроизведен зверь с массивной, гордо вскинутой головой, широкой округлой грудью и грузным туловищем на коротких согнутых лапах; его мощные когти как будто вспарывают землю, широко открытая пасть словно издает яростный рев. Таковы парные изваяния (выс. 340 и 333 см, дл. 385 и 375 см) из погребального ансамбля принца дома Лян — Сяо Цзи (офиц. титул Наньканцзянь-ван), умершего в 529. В облике «химер», выполненных при дин. Лян, отчетливо прослеживаются «львиные» черты, но не реального животного, а того фантазийного образа ши-цзы, к-рый утвердился в южно-кит. искусстве IV–V вв.
 
В эпоху Тан (618–907) образ би-се полностью исчез из репертуара погребальной скульптуры. Одной из возможных причин представляется рост популярности в ней образа льва. Тем не менее, би-се занимает важное место не только в истории изобразительного иск-ва Китая — мн. исследователи склонны относить подобную ханьскую и южно-кит. погребальную скульптуру к числу шедевров всего азиатского монументального иск-ва.
 
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. Учебное пособие. СПб., 2004; Ван Жэнь-бо, Чжань Янь-хао, Ло Чжун-минь, Ли Си-син. Цинь Хань вэньхуа (Культура эпох Цинь и Хань). Шанхай, 2001; Вэй Цзинь Нань-бэй-чао дяосу (Скульптура эпох Вэй, Цзинь и Южных и Северных династий) // Чжунго мэйшу цюаньцзи. Дяосу бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Скульптура). Т. 3. Пекин, 1988; Лоян Гуань-линь (Лоянский [музей] Гуань-линь). Лоян, 1985; Лю-чао ишу (Искусство [эпохи] Шести династий). Пекин, 1981; Лю-чао линму дяоча баогао (Отчет об изучении императорских усыпальниц [эпохи] Шести династий) / Ред. Чжу Си-цзу. Нанкин, 1935; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Mysteries of Ancient China. New Discoveries from the Early Dynasties / Ed. by J. Rawson. L., 1996; Paludan A. The Chinese Spirit Road. The Classical Tradition of Stone Tomb Statuary. New Haven–L., 1991; Segalen V., Voisin G.de, Lartique J. Atlas. T. I–II. Mission Archeologique en Chine (1914–1917). P., 1923–1924; Till, B. Some Observations on Stone Winged Chimeras at Ancient Sites // Artibus Asie. 1980, 42/4; Sickman L., Soper A. The Art and Architecture of China. Harmondsworth, 1956; Schloss, E. Art of the Han. N.Y., 1979.
 
Ст. опубл.: Духовнаякультура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С.521-523.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.