Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чань-сюэ

襌學 учение о медитации, учение о созерцании. Одно из трех (наряду с тяньтай-цзун и хуаянь-цзун) основных течений в китайском буддизме. Его формирование началось в позднеханьский период, эпоху Вэй–Цзинь (III–V вв.). Расцвет пришелся на время династии Тан (VIII в.). Первоначальным стимулом к распространению чань-сюэ послужил выполненный Ань Ши-гао II в.) перевод на кит. яз. махаянской «Маханапанасмртхи сутры» («Да ань бо шоу и цзин») — «[Великая] сутра о вдохах-выдохах и сосредоточении». В последующие века, до эпохи Юж. и Сев. династий (Нань-бэй-чао, 420–589), было переведено не менее 50 аналогич. соч., трактующих принципы созерцательной жизни (санскр. дхьяна, кит. чань, откуда и название самого учения и практики). Последователи Ань Ши-гао упражнялись в безмолвном и неподвижном сосредоточении на каком-либо мыслимом предмете, что получило название «концентрации сердца (синь [1]) на одном [объекте]», однако впоследствии упор стали делать на максимальное очищение сознания от любых образов.
 
В эпоху Суй (581–618) произошло сближение чань-сюэ с др. школами, также выдвигавшими на первый план созерцательные практики, в частности «утверждение ума и двойное совершенствование». В эпоху Тан наметилась тенденция к компромиссу чань-сюэ с конфуцианством, что выразилось в формуле: «чань и учение конфуцианцев дополняют друг друга».
 
Возможно, это сыграло свою роль в необычайном распространении учения в VIII в., когда чань-сюэ практически вытеснило в интеллектуальной среде как философский даосизм Лао-цзы и Чжуан-цзы, так и его практические приложения, известные как «учение о сокровенном» (сюань-сюэ) и «даос. алхимия» (дань; см. Сянь-сюэ). При этом полагают, что чань-сюэ многое заимствовало из этих источников при создании собственной теоретич. системы, в свою очередь оказавшей серьезное влияние на сунское и минское неоконфуцианство, особенно на теорию «ли [1]-принципа» (ли-сюэ). В частности, влияние идей чань-сюэ усматривали в учении Ван Ян-мина о «достижении полного благосмыслия» (чжи лян чжи).
 
В более узком смысле под чань-сюэ понимают учение патриархов школы чань-буддизма как особого института в истории кит. и япон. буддизма (см. Чань школа).

Ст. опубл. с некот. изм. в: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 557.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.