Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Хэ 1

гармония. Категория кит. философии, в общем смысле близкая к западному понятию «гомеостаз». Идея «гармонии» как условия космо- и онтогенеза оформилась в памятниках V–II вв. до н.э. Согласно конф. канону «Ли цзи», хэ [1] — «причина всех превращений вещей». В качестве наиболее адекватного выражения «гармонии» обычно рассматривалась музыка. В историч. трактате «Го юй» впервые сформулировано противопоставление категорий хэ [1] и тун [1] (единение, объединение, совместимость, тождественность; см. Да тун). Они предстают соответственно выражениями динамич. «уравновешенности» (пин) всех противоположностей, с одной стороны, и сведения разных элементов в некое статич. единство — с другой: гармония означает прекращение состояния, определяемого как тун [1]. По Конфуцию,  «благородные мужи» (цзюнь цзы) в отличие от «ничтожных людей» (сяо жэнь) «пребывают в гармонии, но не объединены в группировки (тун [1])» («Лунь юй», XIII, 23).
 
Наиболее подробно категория хэ [1] рассматривается в даосизме (см. Даосизм) по преимуществу памятнике «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.), где «гармония» определена как «взаимосоединение [субстанций] инь–ян» (цз. 6, 13). Хэ [1] субстанциальна: в «гармонии» «пневмы (ци [1]) Неба и Земли не превышают друг друга», т.е. абсолютно уравновешены. Это равновесие динамично и дихотомично — требует «разделенности дня и ночи», т.е. регулярного движения во времени и сбалансированности (тяо) инь–ян, к-рая и порождает «тьму вещей» (цз. 1). «Гармония инь–ян» является условием обретения цзин [3] — «семени», к-рое в свою очередь делает возможным жизнь и созревание (цз. 13). Гармонизированы м.б. как «однородные» вещи и явления — звуки одного лада пентатоники, кони в упряжке, лук и стрела, — так и разнородные, например струны одного инструмента. Второй вид «гармонии» требует согласования «внутр.» с «внеш.» (напр., рук и сердца мастера) при главенстве «внутр.» и доступен только мудрецам, но первый вид (согласование «внеш.» с «внеш.») является ступенью ко второму (цз. 9, 15). Идеалом является «Великая (Высшая) гармония» (тай хэ) — отсутствие потребности во «внеш.» для постижения «Единого» (дао), достижение бессмертия синь [1] — «сердца», приобщающегося к вечности (цз. 6).
 
Термин тай хэ, введенный в VI–IV вв. до н.э. в комментирующей части «Чжоу и» (комм. «Туань чжуань» к гексаграмме-гуа № 1 Цянь), означал там предельно гармонизированное состояние (при этом допускалось и натурфилософское, и антропологич. истолкование). Особое значение это понятие приобрело в неоконфуцианстве, тяготевшем к онтологизации этики. «Великая гармония» начинает приобретать более отчетливые черты некой фазы онто- или космогенеза (этапа динамич. равновесия) и даже их источника. Так, в учении Чжан Цзая (XI в.) полная пространственно-временная сбалансированность — «совокупная Великая гармония» — прямо определяется как дао. У тяготевшего к материализму конфуцианца Ван Фу-чжи (XVII в.) «Великая гармония» неотделима от состояния первоначального «хаоса» (хунь дунь), но уже при наличии в нем динамики «разделения и объединения инь–ян», переводящей его в некое пограничное состояние.
 
Источники:
Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1973, указатель; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указатель; Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй». М., 1998, с. 396 – 398;  Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве («Хуайнаньцзы» — II в. до н.э.). М., 1979, с. 78–80, 149, 169 и др.
 

Литература:
Bodde D. Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // Studies in Chinese Thought. Chic., 1953; Cheng Chung-ying. Toward Constructing a Dialectics of Harmonization: Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // JCP. 1977, vol. 4, № 3; Wu Yi. Chinese Phylosophical Terms. Lanham, N.Y., L., 1986, p. 45 – 46.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.512-513.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.