Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Хуй-линь

Кон. IV, округ Циньцзюнь (совр. пров. Шэньси), — 1-я пол. V в. Буд. монах, философ, имевший в миру фамилию Лю. Ученик Дао-юаня и представитель особого типа буд. священнослужителей, характерного для раннего средневековья, т.н. «придворных монахов», принимавших активное участие в светской жизни. Считался знатоком буд. сочинений и даос. канонич. памятников, был сведущ в даос. эзотерич. и экзотерич. практике. В 30-х гг. V в. стал доверенным лицом и политич. советником монарха – сунского Вэнь-ди (правил 424 – 452), но затем был выслан на южную окраину в Цзяочжоу (область в совр. пров. Гуандун, Гуанси-Чжуанском авт. р-не и сев. части Вьетнама). Жизнеописание Хуй-линя дано в «Сун шу» («Книга [об эпохе] Сун») и буд. историографич. сочинении VI в. «Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов»); в последнем он оценивается резко негативно. В буд. антологии VII в. «Гуан хун мин цзи» («Собрание [сочинений], светоч [истины] широко распространяющих») занесен в список противников учения Будды.
 
Взгляды Хуй-линя изложены в трактате «Бай хэй лунь» («Суждения Белого и Черного» или «Трактат о монахах и мирянах»), другие назв. — «Цзюнь шань лунь» («Суждения о равном благе»), «Цзюнь шэн лунь» («Суждения о всех добродетельных»). Текст представлен в «Сун шу». Он построен в форме диалога между «наставником Белого учения», представляющим конфуцианство и даосизм, и «наставником Черного учения» — буд. адептом, к-рые обсуждают «сходства и различия» трех доктрин. По Хуй-линю, они имеют свои достоинства, одинаково трактуют «святость/добродетельность» («совершенную мудрость» — шэн [1]) и потому могут «идти вместе». В то же время он ставил под сомнение буд. идеи воздаяния и будущих перерождений. Трактат вызвал первую (20-е гг. V в.) широкую полемику по проблеме «неуничтожимости духа» (шэнь бу ме), участниками к-рой на стороне Хуй-линя были, в частности, Хэ Чэн-тянь и Фань Е, а их основным оппонентом — Чжэн Сянь-чжи.
 
Источники:
Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / Пер. М.Е.Ермакова. Т.II. СПб., 2005, с. 119.
 
Литература:
 Жэнь Цзи-юй. Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии). Пекин, 1979; Ch’en K. Anti-Buddhist Propaganda during the Nanchao // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1952, vol. 15.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 494-495.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Россия и Китай: XI международная конференция в Казани
Ян Цзиннянь и современный перевод «Богатства народов» на китайский язык
О первом томе 10-томной «Истории Китая»
История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.