Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Хань Фэй-цзы

韓非子. Трактат одного из крупнейших теоретиков легизма Хань Фэя (280–233). Совр. текст состоит из 55 пяней, не все из к-рых единодушно признаются аутентичными. Имеются рус. (А.И.Иванов, 1912), англ. (W.K.Liao, 1959) и фр. (J.Levi, 1999) переводы.
 
В «Хань Фэй-цзы» соединены и развиты легистские доктрины Шан Яна и Шэнь Бу-хая. У первого заимствовано прежде всего учение о всесилии писаного юридич. закона (фа [1]); концепция «наград и наказаний» как основного метода управления, учение о примате земледелия и войны над всеми другими занятиями. У Шэнь Бу-хая почерпнута идея системы управления гос. аппаратом (син мин) и принципы взаимоотношений с ним государя, к-рый должен единолично принимать решения, избегая консультаций с сановниками. Однако, согласно «Хань Фэй-цзы», Шэнь Бу-хай не уделял должного внимания законам, заботясь прежде всего о наказаниях чиновников (гл. 43). Хань Фэй выступал за разрушение патронимических связей, т.к. существование основанных на них органов самоуправления сужало рамки деспотич. власти, отстаивал идею допущения к гос. службе всякого способного претендента независимо от его происхождения (гл. 44).
 
Гл. объектом теоретизирования Хань Фэй, как и Шэнь Бу-хай, делает не социум, а чиновничество. Помимо системы «наград и наказаний» в «Хань Фэй-цзы» предложен ряд мер воздействия на бюрократию с учетом ее психологич. особенностей: предоставляя высокие должности и оклады, держать их обладателей в страхе за свою судьбу; постоянно напоминать чиновникам, кому они обязаны благополучием и как следует себя вести, чтобы не лишиться этих благ; угрожать чиновникам за проступки уничтожением всей семьи и даже целой патронимии; поддерживать систему взаимной слежки и доносительства и т.п. (гл. 48).
 
Важная часть доктрины Хань Фэя — учение о мудром правителе, к-рый не должен уступать чиновникам ни крупицы власти, ибо они «превратят эту крупицу в сто крупиц» (гл. 31). Особенно следует оберегать право государя единолично награждать и наказывать чиновников (гл. 7). Для реализации юридич. закона пригодны любые средства, необходимы жестокость и всемерное ограничение образования: «В государстве мудрого правителя нет книг ученых» (гл. 49). Одно из основных качеств правителя — скрытность: иногда разумнее «принизить свои способности», дабы утаить от приближенных мотивы своих поступков и свои планы, понаблюдать за поведением чиновников. Правитель должен поддерживать в чиновничьей среде атмосферу взаимной подозрительности, раскалывать сановников на противоборствующие группировки, не допуская чрезмерного усиления одной из них (гл. 1).
 
Источники:
Хань Фэй-цзы // ЧЦЦЧ. Т. 5. Пекин. 1956; Чэнь Ци-ю. Хань Фэй-цзы цзи ши («Xань Фэй-цзы» с собранием комментариев). Т. 1–2. Шанхай, 1974; Хань Фэй-цзы. Об управлении государством. О дао и дэ. Гносеологические воззрения. Пер. М.Л. Тита­ренко // Антология мировой философии. Т. 1, ч. 1. М., 1969; Из книги «Xань Фэй-цзы»/ Пер. И. Лисевича // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973; Хань Фэй-цзы (гл. 8, 11, 12, 43, 49, 50, 51 / Пер. Е.П. Синицына и В.С. Спирина) // Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1973; Избранные главы из книги «Хань Фэй-цзы» (гл. 5, 6, 8, 10, 12, 17, 18, 29, 40) // Искусство управления. Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. М., 2003.
 
Литература:
История китайской философии. М., 1989, с. 163–184.
 
См. также лит-ру к ст. Легизм.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 477.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.