Синология.Ру

Тематический раздел


У син

五行 пять элементов (пять стихий, правильнее — пять действий, пять фаз или пять рядов). Одна из основополагающих категорий кит. философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно к-рой все осн. параметры мироздания — пространственно-временные и двигательно-эволюционные — имеют пятичленную структуру. Этимологич. значение иероглифа син [3] — «перекресток дорог» — определяет его семантику — «ряд», «шеренга», «движение», «ходьба». У син в т.н. космогонич. порядке суть «вода», «огонь», «металл», «дерево», «почва». Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и гл. члены, пяти рядов-классов, на к-рые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, к-рые связаны с «огнем», «водой» и т.п. не субстанциально, как «первоэлементы-стихии» древнегреческой философии, а функционально. В генетич. смысле у син также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа — изначального «хаоса» (хунь дунь), «Беспредельного» (у цзи) или «Великого предела» (тай цзи) и космоса, дуализированного силами инь-ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как то: «пять сторон света», «пять времен года», «пять чисел», «пять благодатей (дэ [1])», «пять пневм», «пять цветов», «пять вкусов» и т.д., у син образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков у син, связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами. Важнейшие среди этих порядков — «взаимопорождение» (дерево–огонь–почва–металл–вода–дерево…) и «взаимопреодоление» (почва–дерево–металл–огонь–вода–почва и т.д.) преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрич. плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы. Истоки учения об у син восходят к древнейшим (кон. II тыс. до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан — «пять сторон», у фэн — «пять ветров-направлений») или более поздним (1-я пол. I тыс. до н.э.) классификаци-ям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу — «шесть складов», у цай — «пять материалов»). В «Гуань-цзы» (V–III вв. ) говорится, что у син были созданы мифическим императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Древнейший текст, излагающий систематизированные представления об у син, — гл. «Хун фань» из «Шу цзина». Развитую форму учение об у син обрело в IV–II вв., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжун-шу. В дальнейшем оно стало одной из основ универсальной методологии «учения о символах и числах» (сяншучжи-сюэ) и неотъемлемой частью практически всех филос. и науч. построений, в наст. время продолжая играть ведущую роль в теории кит. медицины, психопрактики, боевых искусств, геомантии .
 
Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, с. 104–111; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, с. 125–127, 227–239; Ван Тин-сян. Разговор о пяти элементах / Пер. Калкаева Е.Г. // Человек и духовная культура Востока. М., 2003, с. 101–105.
 
Литература:
Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической философской мысли в Китае. М., 1966, с. 46–56; он же. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжун-шу // Китай. Япония. История и филология. М., 1961; Еремеев В.Е. Символы и числа «Книги перемен». М., 2002, с. 35–42; История китайской философии. М., 1989, с. 30–34, 191; Кобзев А.И. Классификационная схема «пять элементов» — у син // XIII НК ОГК. Ч. 1. М., 1982.; он же. О категориях традиционной китайской философии // ААC 1982, № 1; он же. Пять элементов и «магические» фигуры «И цзина» // XII НК ОГК. Ч. 1. М. 1981; он же. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.; Рубин В.А. Древнекитайская космология и теория фа-цзя; Концепции у-син и инь-ян // он же. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999; У Цзинь, Ван Юншэн. Сто ответов на вопросы о «Чжоу и». Киев, 2001, с. 179–213; Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998, с. 155–156.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 451-452.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.