Синология.Ру

Тематический раздел


Ту-ди

土地 (букв. «почва-земля»), или ту-ди-шэнь («бог почвы-земли»), ту-ди лао-е («господин земли»). В поздней китайской мифологии божество данной местности или деревни. Ту-ди подвластны все строения данной местности, он считался охранителем жителей от всякого зла, ему молились об урожае, о выздоровлении, благополучном путешествии. Считалось, что ту-ди после смерти человека делает в особой книге отметку про душу умершего. Он сообщает о ней своему начальнику чэн-хуану. В качестве ту-ди нередко почитались исторические деятели, напр. историк и теоретик поэзии Шэнь Юэ (441–513), литератор Хань Юй (768–814), полководец Юэ Фэй (1103–1141). Последний стал ту-ди императорской академии, когда она была в XIII в. переведена в Ханчжоу в дом, где он некогда жил. Считалось, что ту-ди может быть смещен и заменен другим, если он плохо выполняет свои обязанности. Изображается ту-ди в виде старика в шапке гражданского чиновника древних времен. Рядом с ним один или два прислужника. Изображения ту-ди наклеивались на стену комнаты, фигурку ту-ди (иногда деревянную дощечку с его именем) ставили на стол. В новый год в жертву ту-ди приносили ощипанную курицу и живую рыбу в сосуде с водой. 2-го числа 2-й луны отмечался  его день рождения.
 
Источники:
Xуан Бо-лу. Цзи шо цюань чжэнь (Полный свод преданий). Т. 2. Шанхай, 1882, с. 127–130.
 
Литература:
Баранов И.Г. Загробный суд в представлениях китайского народа // он же. Верования и обычаи китайцев. М., 1999, с. 233–284; Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник Музея по антропологии и этнографии. Т. VI. СПб., 1907, с. 19–21; Хао Те-чуань. Цзао-ванъе, Ту-ди-е, Чэнхуан-е. Чжунго миньцзянь шэнь яньцзю (Цзао-ван, Ту-ди, Чэнхуан. Исследования по китайской народной религии). Шанхай, 2003, с. 139–195; Цзун Ли, Лю Цюнь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 207–218; Чжан Ши-ю. Ту-ди юй чэнхуан синьян (Верования, связанные с Ту-ди и Чэнхуаном). Пекин, 1994.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Культ ту-ди  восходит к древности. Наиболее ранним его проявлением следует, видимо, считать жертвоприношения Земле с просьбами о богатом урожае и древний культ Хоу-ту. По традиц. кит. представлениям, ту-ди  назначался «загробной администрацией» каждой местности и ведал в ней всеми духами и волшебными существами. Для взаимоотношений с ту-ди сооружались святилища — маленькие, как правило, до 1 м в высоту, примитивные и грубые. Такие святилища можно видеть в Китае и в наши дни.
 
Поскольку в представлении кит. народа облик и жизнь ту-ди мало отличались от человеческих, божество непременно наделяли супругой — ту-ди-по.
 
Случались и курьезные случаи: так, при Сун (Х – ХIII вв.) в области Вэньчжоу существовали два святилища ту-ди — одно посвящена девице Ду, у к-рой не было супруга, другое — У Цы-сюю, у к-рого не было ту-ди-по. Заботясь о духах, местные жители построили для них общий храм, куда поместили обе статуи и даже сыграли духам свадьбу. Пикантность ситуации состояла в том, что невежественные люди, подобрав сходные по звучанию иероглифы, под именем девицы Ду обожествили великого танского поэта Ду Фу и даже поменяли ему пол, а затем выдали его замуж за У Цзы-сюя (здесь: У Цы-сю), жившего в эпоху Чунь-цю (770 – 476 до н.э.).
 
Первоначально духи местности имели четкую персонификацию и связывались с прославленными историч. лицами, занявшими пост ту-ди после смерти. Первым из известных нам ту-ди стал ханьский Цзян Цзы-вэнь (III в), «служивший начальником стражи» в Молине. Преследуя разбойников, он оказался возле горы Чжуншань. Те ранили его в лоб; он перевязал рану тесьмой от печати, но все-таки вскоре умер. После смерти он явился одному чиновнику как живой и сказал, что должен стать духом этой местности и принести счастье простым людям, но для этого они должны соорудить святилище. Если этого не будет, их ожидают беды. В том же году летом случилось моровое поветрие, и среди простолюдинов многие, движимые тайным страхом, стали поклоняться Цзян Цзы-вэню, а советники вынесли решение: «нужно предоставить духу все, что он требует, и он перестанет творить беды и умиротворится. И вот был послан человек с известием, что Цзы-вэню жалуется титул Чжундуского хоу, а дети его младшего брата будут сменять друг друга на посту начальника охраны в Чаншуе, и все получат печати со шнурами. Для него самого был возведен храм, а гора Чжуншань получила новое имя Цзяншань — гора Цзяна... С этого времени все бедствия прекратились, а простой народ и сейчас его высоко почитает» («Соу шэнь цзи», пер. Л.Н. Меньшикова).
 
Однако позже ту-ди перестали связывать с конкретным лицом; божество местности стало безличным.
 
Расцвет культа ту-ди относится к минскому времени, когда повсеместно на территории Китая стали появляться святилища ту-ди-шэнь. Видимо, это следует связывать с политикой Чжу Юань-чжана (1368 – 1399), направленной на придание гос. значения культам божеств местности. В 1400 г., когда был издан указ о ремонте нанкинского храмового комплекса Тета-сы, на его территории был возведен особый «зал ту-ди». Святилища ту-ди можно было видеть не только в деревнях, но и на территории религ. учреждений, складов, рынков и т.п. В конце правления дин. Мин (1-я пол. XVII в.) в среде ту-ди наметилось нечто вроде «специлизационного» расслоения: в «Мин шань сянь чжи» («Уездные описания знаменитых гор») цинского Чжао И 赵懿 отмечено множество разновидностей ту-ди — хуа-юань ту-ди (ту-ди садов и парков), мяо-шэнь ту-ди (храмовые ту-ди), чан-шэн ту-ди (ту-ди долгой жизни, храмы им сооружали прямо в домах) и пр. Наряду с ними в каждой местности непременно существовал и общий ту-ди, отвечавший за регион в целом.
 
Потусторонний мир и его «администрация» в сознании кит. народа были организованы на манер мира людей и обладали присущими последнему чертами, в частности сложной бюрократич. системой управления. Ту-ди, отвечая за конкретную местность, занимал в этой иерархии одну из самых нижних ступеней и имел свой штат мелких подчиненных: писарей, служителей разного рода, мелких чиновников, посылаемых с поручениями — в частности для наведения порядка, вызова душ живых в его канцелярию и пр. В больших городах было несколько святилищ ту-ди, отвечавших за различные районы. В старом Пекине, напр., насчитывалось более сорока таких храмов. А в Чунцине в свое время располагался храм всекит. ту-ди, власть к-рого распространялась на всю страну — ввиду большой подведомственной территории в его храме было целых три зала, где помещались более тридцати пар ту-ди и ту-ди-по, подчиненных главному ту-ди.
 
Литература:
Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Божества китайцев). Пекин, 1990, с. 250–261.
 
Автор: Алимов И.А. 
 
Источники:
Ту-ди бао-цзюань (Драгоценный свиток/бао-цзюань о ту-ди). [Б.м., б.г.]; У Чэн-энь. Путешествие на Запад / Пер. А.П.Рогачева. Т. 1. Рига, 1994, с. 93 – 96.
 
Литература:
Чжунхуа шэньми вэньхуа цыдянь (Словарь китайской мистической культуры) / Гл. ред. У Кан. Хайкоу, 2002, с.133-134; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 17 – 19;  Wang Shucun. Chinese Gods of Old Trades. Beijing, 2004, p. 54 – 55.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 610-611.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.