Синология.Ру

Тематический раздел


Синь 1

  «сердце», «сердце/разум», «сердце/сознание» (также психика, сердцевина, субъективное, дух, сознание). Категория традиц. кит. философии. Имеет четыре осн. смысла: 1) функциональный орган — средоточие сознания и психич. возможностей, в т.ч. чувств и воли; 2) сердцевина, квинтэссенция возможностей любой «вещи», живой и неживой, в т.ч. человека; 3) функции сознания, психики и познания; 4) обозначение субъективно идеального (стандартная оппозиция — у [3], «вещь»; ср. вэйсиньчжуи — «идеализм», вэйучжуи — «материализм»). Графич. элемент «сердце» как ключевой знак иероглифа обычно свидетельствует об отношении понятия к психогносеологич. и эмоциональной сфере (ср. тезис Чжу Си: «Иероглиф синь [1] — это только мать знаков. Поэтому иероглифы „природа“ (син [1]) и „чувственность“ (цин [2]) производны от синь [1]»).
 
Уже в древних протодаос. памятниках понятие синь [1] сопряжено с «духом» — шэнь [1]) — субстанцией, отвечающей за деятельность сознания и психики. Согласно «Гуань-цзы»синь шу шан). Синь [1] — своего рода окно в духовное пространство мироздания. Это подразумевается, в частности, в «Чжуан-цзы» (IV–III вв. до н.э.), где говорится о возможности «странствия сердцем по началу вещей», по «гармонии благодати/добродетели ( (IV–III вв. до н.э.), «сердце» — это «дворец духа»; лишь при условии «очищения сердца» и освобождения от страстей дух возвращается в свое обиталище (дэ [1])», по «беспредельности». «Очищение сердца» («Гуань-цзы») корреспондирует с тезисом о «промывании сердца, удалении желаний»: лишь при этом условии реализуются возможности, к-рые дает сущностное единство мира и человека (см. Ци [1]; Син [1]), осуществляется полноценный контакт их «духовных» субстанций. Благодаря этому «сердце мудреца может взращивать в себе Поднебесную» («Чжуан-цзы»). С данным утверждением одного из основоположников даосизма перекликается заключение из конф. трактата, гласящее, что «исчерпание своего сердца» равносильно познанию собств. «природы» (син [1]) и, т.о., Неба (тянь [1]), т.е. собственно природы («Мэн-цзы», VII A, 1).
 
В конфуцианстве качество «сердца» рассматривалось как критерий отличия человека от животных и показатель уровня личных достоинств. Согласно «Мэн-цзы», человеком может считаться только тот, кто имеет «соболезнующее и сострадающее», «стыдящееся [за себя] и негодующее [на других]», «отказывающее [себе] и уступающее [другому]», «утверждающее и отрицающее сердце». Эти качества синь [1] суть начала «гуманности» (жэнь [2]), «долга/справедливости» (и [1]), «благопристойности» (ли [2]), «разумности» (чжи [1]) (VI A, 11). Тезис «Чжоу и» о «постоянстве сердца» как основе «совершенного мужа» соответствует положению «Лунь юя» (V в. до н.э.) о постоянстве (в следовании внутр. моральным принципам) как единственно реально достижимой цели человеч. пути к идеалу — «благу», или «добру», — шань [2] (VII, 26; VIII, 13; XI, 20).
 
Благодаря Мэн-цзы в русло конфуцианства вошел характерный для даосизма тезис о «детскости сердца» как выражении лучших человеч. качеств, в т.ч. высшей мудрости («Дао дэ цзин», § 20, 55). По Мэн-цзы, великий человек «не утрачивает своего детского сердца» (чи цзы чжи синь) (VI Б, 12), т.е. чистоты и полноты восприятия, непосредственности реакций, реализующихся в должном действии. Во II в. до н.э. реформатор конфуцианства Дун Чжун-шу, связавший протодаос. натурфилос. и конф. этическую доктрины, объявил синь [1] «господином» (чжу цзай) — сувереном и вместилищем «пневмы» (ци [1]), к-рая «исходит из сердца» и управляется им.
 
Особую роль категория синь [1] сыграла в неоконфуцианстве, одно из направлений к-рого — школа Лу Цзю-юаняВан Ян-мина (луван-сюэпай) получила назв. синь-сюэ («учение о сердце»). Его основоположник Лу Цзю-юань (XII в.) начал разрабатывать тезис о тождестве «сердца» и структурообразующего универсального «принципа» (ли [1]). Этот тезис был развит в учении Ван Ян-мина (кон. XV — нач. XVI в.) как положение о «совпадающем единстве сердца и принципа». Благодаря этому единству человеч. «сердце» качественно и даже количественно «единотелесно» миру: оно составляет одно целое с Небом и Землей (см. Сань цай) и «тождественно телом с [другими] вещами». «Великие люди» сознают это, «ничтожные» — разделяют мир на «ты и я». Для правильного восприятия мира и должного поведения в нем необходимо сохранять в себе «детское сердце». Ли Чжи (XVI — нач. XVII в.) продолжил мысль Ван Ян-мина, отождествив «сердце ребенка» (тун синь) с «истинным сердцем» (чжэнь синь), к-рому присуще врожденное естеств. знание, здравый смысл и стремление к добру; более того, из «детского сердца» исходит «высшая культура» (вэнь) («Фэнь шу», гл. «Тун синь шо»).
 
Важное место занимала категория синь [1] и в др. течениях неоконфуцианства. Напр., основоположник его «нумерологич.» направления Шао Юн (XI в.) определил «сердце» как «Великий предел» (тай цзи) — начало и «программу» всего сущего, а гл. создатель «учения о принципе» (ли-сюэ) Чжу Си (XII в.) — как способность «знать и чувствовать», присущую не только человеку, но даже растениям, и объединяющую «индивид. природу» (син [1]) и «чувства» (цин [2]). Тяготеющий к материализму Ван Фу-чжи (XVII в.) считал «сердце» основной функциональной системой «тела/личности» (шэнь [2]), ответственной за мышление, восприятие и зависящей от функционирования органов чувств.
 
В кит. буддизме, особенно в VI–IX вв., слово синь [1] служило обобщающим выражением психич. процессов и явлений, а в школе фасян (см. Фасян-цзун) оно стало синонимом «сознания-сокровищницы» (алая-виджняна) — высшей интегральной формы всех видов сознания. Основываясь на идеях гл. обр. буд. школы тяньтай (см. Тяньтай-цзун), Тань Сы-тун (XIX в.) выдвинул ориг. трактовку синь [1]. Он предложил концепцию «силы сердца» (синь ли) как универсальной творч. и созидающей духовной энергии, реализующейся в мировом «эфире» (итай). Чтобы она могла полностью проявиться, каждый должен «очистить и излечить [свой] сердечный источник», к-рый одновременно является «источником всех живых существ». В результате «очищения» собств. «сердца» становится возможным «спасение» других людей от страданий и от круга перерождений (сансары) (см. Лунь хуй).
 
Иероглиф синь [1] вошел в состав многих совр. науч. терминов, прежде всего связанных с психич. сферой: синьли — психика, синьлисюэ — психология и т.п.
 
Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002; Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979, с. 18, 42, 46; Richards i.a. Mencius on the Mind: Experiments in Multiple Definition. L., 1932; Shih V.Y.C. The Philosophy of Mind as a Form of Empirism // Bulletin of the Institute of History and Philology, Academia Sinica. 1969, vol. 39.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 390-391.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.