Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Линь Сань-чжи

林散之, Линь Линь 林霖, прозв. Сань-чи 三痴, Цзо-эр 左耳 и др. 1898, Няоцзян (уезд Хэсянь, пров. Аньхой), — 1989. Поэт, каллиграф, живописец. 

Был выходцем из бедной семьи. Талант и трудолюбие открыли перед крестьянским сыном доступ к хорошему образованию. Изучать каллиграфию Линь Сань-чжи начал в 16 лет с копирования стел дин. Тан (618–907). В 20 лет он уже содержал себя на средства от продажи своих каллиграфич. и живописных работ. Желая продолжить обучение, приехал в 1929 в Шанхай, где на протяжении трех лет посещал уроки живописи Хуан Бинь-хуна 黄宾虹 и одновременно прошел полный курс каллиграфич. подготовки. Он досконально изучил все эталонные произведения уставных почерков, но специализироваться в скорописи мастер начнет только в 60-летнем возрасте. Помимо этого в 1930-е Линь Сань-чжи увлекся буддизмом  и боевыми искусствами. Тому и другому он учился в мон. Шаолинь. Освоенные практики позволят Линь Сань-чжи сохранить редкую физич. силу вплоть до 90-летнего возраста. В 1947 он преподает в ун-те г. Хэфэй (пров. Аньхой). После 1949, не будучи членом КПК, он довольно долго работает на мелких должностях и только в 1963 становится преподавателем Нанкинской академии каллиграфии и живописи (Наньцзин шухуа юань 南京書画院). Линь Сань-чжи любил простой образ жизни и отличался непосредственностью поведения; среде интеллектуалов он предпочитал об-во монахов и отшельников из крестьян. Поверив в социализм как в возможность достичь лучшей жизни для простого народа, он с глубокой скорбью воспринял события «культурной революции» (1966–1976), не обошедшей его преследованиями. Похоронив жену, мастер в 1966 внезапно уезжает из Нанкина, и репрессивные органы на время о нем забывают. Линь Сань-чжи живет то в Янчжоу, то в Уцзине (пров. Цзянсу), где преподает каллиграфию немногочисл. группе учеников. Желая уберечь их от неприятностей, он тренирует их исключительно на прописывании сочинений Мао Цзэ-дуна. Его позднюю скоропись отличает тонкость удлиненных линий, жестко прописанных почти сухой кистью. В каллиграфич. традиции подобная манера письма называется «скоропись железной проволоки» (те сянь цао  鐡線草). Развитие стиля каллиграфа шло в русле «направления изучения прописей» (бэй сюэ пай  碑学派) и постепенно эволюционировало от письма в жесткой манере с подчеркнуто усиленным «остовом» (гу ) в 60-летнем возрасте, к мягкой пластике лаконично прописанных черт на седьмом десятке лет. В 75 лет мастер приходит к углубленному пониманию всего каллиграфич. наследия, а к 90-летию он достигает спокойной сдержанности, в своей одухотворенности воплощающей «правильность без правил» (фа у фа  法無法). Мастер работал кистью из длинного овечьего волоса, к-рую он предварительно пропитывал чистой водой и лишь после того окунал в раствор густо натертой туши. Данный прием осветляет тушь и позволяет прописывать нек-рые иероглифы почти бесцветной тушью. Линь Сань-чжи назвал свою технику туши «древние скудные подтеки вороного тона, наполовину обесцвеченные» (гу шоу ли ли бань у мо  古瘦漓骊半无墨). Внешне это напоминает технику «летящее белое» (фэй бай  飞白), но создает больше тональных вариаций. Минимизируя кол-во туши в чертах, сокращая их формы и увеличивая расстояния между знаками, каллиграф активизирует пустотность белого фона, превращая его в интенсивную, энергетически заряженную среду. Общекит. слава пришла к Линь Сань-чжи только в 80-е, когда его признали одним из лучших поэтов и каллиграфов ХХ в. В истории кит. каллиграфии ХХ в. Линь Сань-чжи блистательно завершил линию преемственности Шэнь Инь-мо 沈尹默 – У Юй-жу 吳玉如 (1898–1982) и сумел, как и они, передать свой опыт молодому поколению мастеров. Наиб. талантливым учеником Линь Сань-чжи считается Ван Дун-лин 王冬龄 (род. 1945).
 
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Чжу Жэнь-фу. Чжунго сяньдай шуфа ши (История современной китайской каллиграфии). Пекин, 1996; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981; Barrass G.S. The Art of Calligraphy in Modern China. L., 2002.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 612-613.

 

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Россия и Китай: XI международная конференция в Казани
Ян Цзиннянь и современный перевод «Богатства народов» на китайский язык
О первом томе 10-томной «Истории Китая»
История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.