Синология.Ру

Тематический раздел


Шэнь Инь-мо

沈尹默, Цзюнь-мо 君默, цзы Цю-мин 秋明, хао (прозвище) Цзюнь-мо 君墨, Гуйгу-цзы 号鬼谷. 1883, Ханчжоу, пров. Чжэцзян – 1971. Ученый, поэт, каллиграф, педагог. Шэнь Инь-мо внес особый вклад в сохранение каллиграфической традиции Китая.
 
Его дед и отец были известными каллиграфами. В 23 года Шэнь Инь-мо отправляется на учебу в Японию. По возвращении на родину Шэнь Инь-мо неизменно занимал крупные административные посты в сфере культуры. В 30-е годы Шэнь Инь-мо был профессором Пекинского университета и ректором университета Бэйпин. После 1949 он член Общегосударственного народного политического консультативного совета Китая и глава Центральной палаты по изучению истории и культуры. В 1961 в Шанхае он основывает Научное общество по изучению китайской каллиграфии и резьбы почерком чжуань (Чжунго шуфа чжуань кэ яньцзю-хуй  中国书法篆刻研究会). Ему принадлежат фундаментальные публикации по истории и эстетике каллиграфии: «Беседы о каллиграфии» (Тань шуфа 谈书法, 1952), двухтомное издание «Высказывания о каллиграфии знаменитых мастеров с комментариями» (Лидай мин цзя сюэ шу цзин янь тань цзияо шии  历代名家学书经验谈辑要释义, 1963), исследования о творчестве эр Ван (Эр Ван шуфа гуань-куй  二王法书管窥, 1964) и др. На его трудах воспитывались все каллиграфы второй половины ХХ в.
 
Собственный творческий путь в каллиграфии Шэнь Инь-мо начал с изучение стиля Чу Суй-ляна 禇遂良. В 30 лет изучал Вэнь Чжэн-мина 文徵明, Ми Фу 米芾, Чжи-юна 智永 и Сунь Го-тина 孫過庭. После 50 лет и до конца жизни особо важным для него стал стиль Оуян Сюня 歐陽詢. В творчестве всех этих мастеров Шэнь Инь-мо прежде всего интересует воплощение  наследия «двух Ванов» (эр Ван) – Ван Си-чжи 王羲之 и Ван Сянь-чжи, главной и итоговой цели его творческого пути. Уже в зрелом возрасте он неоднократно копировал произведение Ван Си-чжи Ланьтин сюй  蘭亭序 – «Предисловие к [стихам] Павильона орхидей» (полн. Сань юэ сань жи Ланьтин ши сюй – «Предисловие к стихам, [написанным в] павильоне орхидей [во время Праздника] 3-го дня 3-го месяца»; см. Лань-тин ши). В конце концов, он достигает желанного созвучия с цзиньскими мастерами и признается знатоками наиболее выдающимся последователем Ван Си-чжи среди каллиграфов ХХ в. Особенно хороши его произведения почерком синшу. Кисть мастера работает безукоризненно чисто, ее техника отточена и прозрачна. В траекториях ведения кисти присутствует мягкая округлость. Его чертам присуща вдохновленная Ван Си-чжи легкость и сила.
 
Источники:
Шэнь Инь-мо. Лидай мин цзя сюэ шу цзин янь тань цзияо шии (Высказывания о каллиграфии знаменитых мастеров): В 2 т. Шанхай, 1963; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981; Шэнь Инь-мо. Шуфа лунь цун (Заметки о  каллиграфии). Шанхай, 1984.
 
Литература:
Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Чжу Жэнь-фу. Чжунго сяньдай шуфа ши (История современной китайской каллиграфии). Пекин, 1996; Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1990.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 872.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.