Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Классическая поэзия: новые веяния

 
Новые веяния в поэзии: конец эпохи Цин (XIX — начало ХХ в.)
 
В эпоху Цин наступил новый расцвет жанра цы. Тяготение лите­раторов к поэзии утонченной и высокого стиля привело к вытес­нению столь популярного при Юань и Мин жанра саньцюй. Зачастую наблюдавшееся в стихах- ши возобладание рассудоч­ного начала над чувствами порождало потребность в жанре цы для эмоционального самовыражения. При Цин составлялись антологии и книги по поэтике цы, разрабатывалась теория жан­ра. Проникновенно писал о любовных переживаниях, об умер­шей жене маньчжур Налань Син-дэ (1655-1685), чей сильный талант позволял в цветисто-вычурный язык вводить простую лексику и делать бытовое слово носителем лирического смысла. Знаменитый автор ши Чжу И-цзунь (1629-1709) обрел еще большую славу как мастер цы, открывший направление Чжэси цы-пай, последователи которого придерживались творческих принципов южносунских Цзян Куя и Чжан Яня, создавали праздничные, ласкающие слух произведения. Эта школа занимала господствующее положение более ста лет. В середине эпохи Цин главенствовала Чанчжоуская школа поэтов (Чанчжоу цы-пай), основанная теоре­тиком и поэтом Чжан Хуй-янем (1761-1802). Ею утверждался стиль, в котором широко исполь­зовались подтекст, иносказания, намеки, аналогии и аллегории, что отвечало взгляду на стих как на музыкально-неуловимое выражение эмоционального состояния поэта. С появлением Чжоу Цзи (1781-1839) школа еще больше увеличила число последователей. Он более четко, чем его предшественники, указывал, что авторское самовыражение представляет собой определяющую черту жанра цы. Чжоу Цзи настаивал на психологической и предметной конкретности, на гармонии отдельных образов и слова. Оставаясь во многом во власти традиции, авторы цы XIX в. достигли высокого уровня стихотворной техники, и наряду с лирическими произведениями у них появлялись стихи гражданского звучания.
 
Идеи просветительства, поиск путей обновления определили пафос стихов Гун Цзы-чжэня (1792-1841), продиктованных любовью к отечеству, уважением к человеческой личности. Пори­цание пороков общества сочеталось с сочувствием к обездоленным и мечтами о лучшем обществе. Особо ценится сборник «Цзи-хай цза ши» («Разные стихи [года] Цзи-хай», 1839), со­стоящий из 315 семисловных четверостиший и отличающийся широтой тем философского, социального и личного плана.
 
События двух «опиумных» войн (1839-1842 и 1856-1860) вызвали у поэтов подъем патриоти­ческих чувств. О военных столкновениях, мужестве населения, трусости и беспомощности гене­ралов, разложении армии писали Линь Цзэ-сюй (1785-1850), Вэй Юань (1794-1875), Чжан Вэй-бин (1780-1859). Правдиво показал жестокость агрессоров и воспел героизм павших на войне Чжу Ци (1803-1861). Историческим свидетельством стали произведения Бэй Цин-цяо (1810-1863), особенно сборник «Додо инь» («Причитания»). Воспроизводя конкретные факты, поэт бичевал пагубные порядки в армии, обличал невежественных, развращенных и без­ответственных офицеров. О необходимости извлечь уроки из «опиумных» войн говорил Линь Чан-и (род. 1803), требовавший от поэтов писать лишь о важ­ном и наболевшем. Множество произведений об «опиумных» войнах и состоянии общества дали основание говорить о его наследии как «истории в стихах». В XIX в. прогрессивному течению в поэзии противостояло ортодоксальное направление, представители которого боролись за сохранение традиционных государственных и нравственных устоев и подражание образцам прошлых эпох. Влиятельной была Школа сунской поэзии (Сун ши-пай), представленная Хэ Шао-цзи (1799-1873), Ци Цзюнь- цзао (1793-1866), Мо Ю-чжи (1811-1871), крупным сановни­ком Цзэн Го-фанем (1811-1872). Это направление во многом возрождало эстетические установки Цзянсийской поэтической школы, требовало от авторов учености, сильного и независи­мого характера, отказа от заурядного и вульгарного стиля. Чжэн Чжэнь (1806-1864) немало написал о природе юго-запада Китая, затрагивал социальные проблемы, любил неожиданные образы, эпитеты, сравнения.
 
Серьезные перемены во второй половине XIX в. в международ­ном положении и внутренней обстановке в Китае, расширение реформаторского движения стимулировали обновление поэзии. Лидеры буржуазных реформаторов Кан Ю-вэй (1858-1927), Лян Ци-чао (1873-1929), казненный Тань Сы-тун (1865-1898), Ся Цзэн-ю (1865-1924) выдвинули в середине 90-х годов лозунг «революция в поэзии». Не отвергая литературного языка вэньянь и традиций прошлого, поэты этого направления пытались привнести в поэ­зию новое содержание — реформаторские идеи, западные философские и научные взгляды, отклик на быстро меняющуюся действительность. Они вводили в стихи новые понятия и термины, заимствованные из японского и западных языков, лексику и грамматические формы прозы, элементы стиля фольклорных произведений. Росло число образованных людей, стремившихся познать западный мир. Самым крупным представителем новой поэзии был Хуан Цзунь-сянь (1848-1905). После получения в 1876 г. степени цзиньши он почти 20 лет провел на дипло­матической службе в Японии, Англии, США, Сингапуре и внес в поэзию незнакомые китайцам темы и впечатления. Еще в молодости в 1868 г. он осудил косность и ограниченность кон­фуцианских начетчиков и в противовес эпигонству провозгласил: «Я пишу то, что произносят мои уста». Приверженец реформ, он писал о никчемности маньчжурских правителей, с болью говорил о поражениях империи в войнах и утрате национальных земель, показывал нравы и обычаи других стран, достижения и пороки западного общества. Он продемонстрировал способность поэзии своевременно реагировать на важнейшие политические события, прив­носить в общество патриотические, гуманистические и реформаторские идеи, играть роль злободневной публицистики и увлекательного путевого репортажа. Хуан Цзунь-сянь был оригинален и смел в использовании многообразных стихотворных форм. Наиболее типичны для него пятисловные и семисловные гу ти ши, заимствование из фольклора трехсловного размера. По фольклорным мотивам написан лирический цикл «Шань гэ» («Горные песни»). Видное место в литературной жизни того времени занимало поэтическое творчество одного из представителей раннего реформаторства — журналиста Ван Тао (1828-1897); его переводы немецкой и французской поэзии были изданы двумя сборниками. Среди борцов против монархического строя, писавших стихи, выделяются крупный общественный деятель Чжан Бин-линь (1868-1936) и казненная цинскими властями поэтесса Цю Цзинь (1875-1907). Чжан Бин-линь писал обличительные стихи и произведения в форме простонародных песен, проникнутые революционными настроениями. Пафос 200 стихов Цю Цзинь определяется ее волевым и мужественным характером, готовностью к самопожертвованию, желанием пробудить гражданские и национальные чувства соотечественников, добиться равноправия женщин. Ей были близки возвышенные и сильные чувства Цюй Юаня, Ду Фу, Синь Ци-цзи, духовный облик Байрона. Сторонники лиде­ра национального революционного движения Сунь Ят-сена (1866-1925) в ноябре 1909 г. в Сучжоу создали Южное общество (Нань шэ), которое перед революцией 1911 г. насчитывало более 200 членов, а затем и до 1000. До роспуска в 1922 г. оно опуб­ликовало 22 литературных сборника, значительную долю в ко­торых занимала поэзия. Цель издания заключалась в формиро­вании национального самосознания, в утверждении идеалов де­мократической революции. «Душой» Южного общества при­знавали Лю Я-цзы (1887-1958), политическая лирика которого звала к свержению маньчжурской монархии, к избавлению от иностранной опасности. Скорбя о несчастьях родины, он внушал веру в будущее, воспевал павших революционеров. Эмоциональные, ясные и энергичные стихи создавал Чэнь Цюй-бин (1874-1933), вдохновляя на антиманьчжурскую борь­бу, возвеличивая героев прошлых веков и соратников по революционному движению. Большое агитационное воздействие оказывала поэзия Гао Сюя (1877-1925) с ее гражданским настроем, экспрессией и мажорной тональностью. Один из ран­них переводчиков западной поэзии Ма Цзюнь-у (1881-1940) в политических и лирических стихах умел, как говорили совре­менники, «соединять воедино дух литератур Европы и Азии».
 
Стихи, преисполненные патриотических чувств и преданности революции, писал Чжоу Ши (1885-1911), тайно убитый реакционерами. Участником Южного общества был и один из самых интересных и одаренных литераторов того времени Су Мань-шу (1884- 1918), создавший около ста лирических стихов. В них изящество и тонкость китайской поэзии сочетаются с романтическими мотивами и бунтарскими настроениями, воспринятыми из стихов Байрона, Шелли, Гёте, переводчиком которых на китайский язык он был. В ХХ столетие поэзия Китая вступила с огромным опытом поиска идеала человека и общественного устройства, с накопленными эстетическими ценностями, с многообразием жанров и художественных приемов. Хотя время потребовало создания новой поэзии, способной современным языком претворять меняющуюся реальность в сложные образные структуры, классическая поэзия по-прежнему остается мощным фактором духовной жизни Китая.
 
Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1956; Антология китайской поэзии. Т. 1-4. М., 1957-1958; Ли Бо. Избранная лирика. М., 1957; Ван Вэй. Стихотворения. М.-Л., 1959; Поэзия династии Сун. М., 1959; Юэфу. М.-Л., 1959; Лу Ю. Стихи. М., 1960; Ду Фу. Лирика. Л., 1967; Тао Юаньмин. Стихотворения. М., 1972; Цао Чжи. Семь печалей. М., 1973; Ли Цин-чжао. Строфы из граненой яшмы. М., 1974; Су Дун-по. Стихи, мелодии, поэмы. М., 1975; Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977; Бо Цзюй-и. Стихотворения. М., 1978; Ван Вэй. Стихотворения. М., 1979; Из китайской лирики VIII-XIV веков. М., 1979; Цветет мэйхуа: Классическая поэзия Китая в жанре цы. М., 1979; Китайская классическая поэзия. М., 1984; Китайская пейзажная лирика. М., 1984; Синь Ци-цзи. Стихотворения. М., 1985; Поэзия династии Тан. М., 1987; Голос яшмовой флейты: Из китайской классической поэзии в жанре цы. М., 1988; Яшмовые ступени: Из китайской поэзии династии Мин. М., 1989; Утренний иней на листьях клена: Поэзия семейства Се. М., 1993; Ван Вэй, Цзяо-жань. Стихи. Новосиб., 1994; Китайская пейзажная лирика. Т. 1-2. М., 1999; Горечь разлуки: Китайские четве­ростишия. М., 2000; Дальнее эхо: Антология китайской лирики (VII-IX вв.). СПб., 2000; Двенадцать поэтов эпохи Сун: Печали и радости. М., 2000; Небесный мост: Поэзия Гао Ци (1336-1374). СПб., 2000; Облачная обитель: Поэзия династии Сун (X-XIII вв.). СПб., 2000; Осенняя хризантема: Стихотворения Тао Юань-мина (IV-V вв.). СПб., 2000; Постоянство пути: Избранные танские стихотворения / В пе­реводах В.М. Алексеева. СПб., 2000; Прозрачная тень: Поэзия эпохи Мин. СПб., 2000; Сухой тростник: Поэзия эпохи Тан. СПб., 2000; Цао Чжи. Фея реки Ло. СПб., 2000; Цюй Юань. Лисао. СПб., 2000; Чистый поток: Поэзия династии Тан (VII-X вв.). СПб., 2001.
 
Литература:
Бежин Л.Е. Се Линъюнь. М., 1980; он же. Под знаком «ветра и потока». М., 1982; он же. Ду Фу. М., 1987; Дагданов Г.Б. Чань-буддизм в творчестве Ван Вэя. Новосиб., 1984; он же. Мэн Хаожань в культуре средневекового Китая. М., 1991; Заяц Т.С. Цю Цзинь: Жизнь и творчество. Владивосток, 1984; Книга о великой бе­лизне. Ли Бо: поэзия и жизнь. М., 2002; Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. СПб., 1994; она же. Поэзия вечного просветления. СПб., 2001; Лисевич И.С. Древняя китай­ская поэзия и народная песня. М., 1969; Масалимова Д.Д. Поэзия государства Цзинь (115-1235). Улан-Удэ, 2001; Серебряков Е.А. Ду Фу. М., 1958; он же. Лу Ю. Жизнь и творчество. Л., 1973; он же. Китайская поэзия X-XI веков: Жанры ши и цы. Л., 1979; Сторожук А.Г. Юань Чжэнь. Жизнь и творчество поэта эпохи Тан. СПб., 2001; Томихай Т.Х. Юй Синь. М., 1988; Федоренко Н.Т. «Шицзин» и его место в китайской литературе. М., 1958; он же. Цюй Юань: Истоки и проблемы творчества. М., 1986; он же. Избранные произведения. Т. 1-2. М., 1987; Фишман О.Л. Ли Бо: Жизнь и творчество. М., 1958; Черкасский Л.Е. Поэзия Цао Чжи. М., 1963; Шицзин: Книга песен и гимнов / Пер. В.А. Штукина. М., 1987; Эйдлин Л.З. Тао Юань-мин и его стихотворения. М., 1967; Лу Кань-жу, Фэн Юань-цзюнь. Чжунго ши ши (История китайской поэзии). Т. 1-3. Пекин, 1957; Chinese Lyricism: (Shih Poetry from 2-nd to 12-th Century with tr. by B. Watson). N.Y.-L., 1971; Liu J. Art of Chinese Poetry. Chic., 1962; Ming Lai. A History of Chinese Literature. N.Y., 1964; Owen S. Traditional Chinese Poetry and Poetics. Madison, 1985.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 72-75.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая
К вопросу о сотрудничестве между Китаем и Израилем в автомобильной промышленности
Российские исследователи о Чжоу Эньлае
Жизнь и поэзия Бо Цзюй-и
Россия и Китай: XI международная конференция в Казани


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.