Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Си-чжи

王羲之, Ван И-шао. 303/321, обл. Ланъе (в совр. пров. Шаньдун) — 361/379. Каллиграф, литератор, теоретик худ. тв-ва, в частн. каллиграфии. Жизнеописание Ван Си-чжи содержится в офиц. историографич. соч. «Цзинь шу» («Книга [об эпохе] Цзинь», цз. 80). Он входил в один из самых древних и могуществ. сев. (регионы бассейна Хуанхэ) аристократич. кланов (ланъеские Ваны), к-рый занял главенствующее положение в политич. жизни и властных структурах южн.-кит. государств после событий 311—317. Дядя Ван Си-чжи — Ван Дао (276—339) был соратником основателя дин. Дун (Восточная) Цзинь (317—420) и ее первым канцлером. Выросший в роскоши и с детства поражавший окружающих своими способностями, Ван Си-чжи был принят при дворе, неоднократно получая приглашения на высокие посты. Пик его обществ. активности пришелся на молодые годы, когда он получил должность командующего правым крылом армии (юцзюнь цзянцзюнь). Впоследствии служебной карьере он предпочел творч. занятия. Местом его проживания стал уезд Гуйцзи (совр. Шаосин пров. Чжэцзян), к-рый он формально (в долж­ности губернатора-нэйши) возглавлял. Самое замечательное в биографии Ван Си-чжи — это его дружба с Се Анем (320—385), будущим прославл. полко­водцем и представителем тоже могуществ., но южн. по происхождению аристократич. клана (чэньцзюньские Се). Друзья создали в имении Се Аня подобие филос.-поэтич. салона, куда стекались многие изв. литераторы и деятели культуры того времени, в т.ч. представители тематич. направления сюань янь ши: Юй Чань, Сюй Сюнь, Сунь Чо, монах Чжи Дао-линь (см. Чжи Дунь), художник Гу Кай-чжи.
 
Гл. сферой творч. деятельности Ван Си-чжи была каллиграфия — и теоретич. и практич. ее аспекты. С его именем связывается дальнейшая разработка и утверждение в каллиграфич. практике обоих опорных ее стилей (почер­ков) — лишу ‘уставное письмо’ (образцовый почерк) и цаошу ‘травяное письмо’, т.е. скорописи, в к-рой черты иероглифа напоминают спутанные стебли травы. Этот почерк, давший впоследствии неск. отд. направлений, всегда особо ценился мастерами и ценителями каллиграфии, считавшими, что он в наибольшей мере передает дух (ци [1]) художника и спонтанность творч. акта. Традиция называет Ван Си-чжи непоколебимым сторонником «естественности» каллиграфии и всего худ. тв-ва как воплощения природных закономерностей и принципов. Говорят, что с целью разработки этих стилей он лично наблюдал за поведением и повадками животных и птиц.
 
Важнейшее общетеоретич. соч. Ван Си-чжи — эссе «Сань юэ сань жи Лань-тин ши сюй» («Предисловие к стихам, [написанным в] Павильоне орхидей [во время Праздника] 3-го дня 3-го месяца»). Оно задумано как преамбула к со­ставленным им же (из стихотв. экспромтов его родственников и друзей) ан­тологии «Лань-тин ши» — «Стихи Павильона орхидей». Кроме того, Ван Си-чжи принадлежит ряд трактатов о технике каллиграфии и письменных принадлежностях, в частности трактат «Би цзин» («Канон кистей [для письма]», «Основное о кисти»). В нем перечисляются разл. виды кистей для письма (би) начиная с эпохи Хань, дается описание их конструктивных особенностей и способов применения. Значительную часть творч. наследия Ван Си-чжи составляют прозаич. произведения разл. лит. жанров, и прежде всего эпистолы (письма к друзьям).
 
Собственно поэзия была для Ван Си-чжи явно факультативным занятием. Сохранилось всего 3 его стихотв.: поэтич. послание «Да Сюй Сюнь ши» («От­вечаю Сюй Сюню») и «Лань-тин ши эр шоу» («Два стихотворения [из] „Па­вильона орхидей“») — экспромты в честь организованного им в 353 Празд­ника 3-го дня 3-го месяца. Его ода «Юн би фу» («Ода [о] способах употреб­ления кисти [для письма]») — это поэтич. вариация трактата «Би цзин».
 
Собр. соч. Ван Си-чжи «Цзинь Ван юцзюнь цзи» («Собрание произведений Вана, [командующего] правым крылом армии, [жившего в эпоху] Цзинь») вошло в свод Чжан Пу (1602-1641). Его лирика представлена в сводных изд. Дин Фу-бао (1874-1952; публикация 1964) и Лу Цинь-ли (1911-1973); одич. и теоретич. произв. — в своде Янь Кэ-цзюня (1762-1843), а трактат «Би цзин» включен в изд. «Гудянь тушу цзичэн» («Наука о письменах»).
 
Источники:
Цзинь шу, цз. 80 / Т. 7, с. 2093-2102; Гудянь тушу цзичэн, цз. 147; Цзинь Ван юцзюнь цзи; сводные изд., содержащие лирич. произв. Ван Си-чжи, см. в Библиогр. II: Лу Цинь-ли (т. 1, с. 895-896) и Дин Фу-бао 1964 (т. 1, с. 431); его одич. и теоретич. соч. включены в свод Янь Кэ-цзюня (т. 2, с. 1580-1610).
 
Литература:
Бежин Л.Е. Се Линъюнь, с. 75-76; Меньшиков Л.Н. Из истории китайской книги, с. 15-19; Чжунго жэньмин да цыдянь, с. 154; Чжунго лиши жэньу цыдянь, с. 125.
 
См. также лит-ру к «Лань-тин ши».
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 239-240.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.