Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ао

. Ао - гигантская мифическая черепахаАо - гигантская мифическая черепахаВ древнекитайской мифологии плавающая в море гигантская черепаха, на спине у к-рой лежат три священные горы — Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан/Фанху, где живут бессмертные. По др. версии, этих гор пять (добавляются Дайюй и Юаньцзяо). Ао фигурирует в цикле мифов о Нюй-ва, к-рая, чтобы укрепить рушащийся после битвы Гун-гуна с Чжу-жуном небосвод, отрубила лапы Ао и подперла ими четыре стороны неба («Хуайнань-цзы»,  II в. до н.э.). В средневековой кит. лит-ре Ао стала символом достижения высшей учености и высших ученых степеней. Выражения «голова Ао» или «стоящий на голове Ао» (см. Куй-син) употреблялись как метафорич. обозначения первого лауреата столичных экзаменов, «пик Ао» — придворной Ханьлинь академии. Эта символика связана и с популярными изображениями духа Полярной звезды Куй-сина — покровителя экзаменов, которого рисовали стоящим на спине Ао. В отд. случаях Ао изображали как рыбу, иногда с человечьей головой.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Ао относится к категории черепах бе (трионикс китайский, Trionyx sinensis) или гуй [7] (пресноводная черепаха, Clemmys sinensis), а из двух обозначающих ее иероглифов один аллограф ао [3] производен от «лягушки/жабы» (мэн [1] ), другой ао [4] – от «рыбы» (юй [12]). В классическом даосском трактате «Ле-цзы» (цз. 5) изложение такого же, как в «Хуайнань-цзы» (цз. 6), мифа об образовании из лап (цзу [2] ) Ао четырех «пределов» (цзи [2], см. Тай цзи) мироздания соединено с другим, по которому неизмеримо далеко на востоке находится огромная бездонная пучина Гуйсюй 归墟 (Возвращение в Пустошь). АоАоВ нее стекаются все воды земли и неба, и в ней плавали пять колоссальных гор-островов высотой и окружностью 30 тыс. ли, расположенные друг от друга на расстоянии 70 тыс. ли: Дайюй (Колесница Преемства), Юаньцзяо (Круглая Вершина), Фанху (Квадратная Чаша), Инчжоу (Обитель Красавиц) и Пэнлай (Приют Презревших Благо). Их обитатели бессмертные (сянь [1], см. Сянь-сюэ) и совершенномудрые (шэн [1]) способны летать, не стареют и не умирают. Чтобы закрепить дрейфующие горы-острова на месте, владыка/первопредок (ди [1]) приказал Юй-цяну 禺彊 (Обезьяний силач)/Юй-цзину, согласно «Шань хай цзину» (цз. 8, 14, 17), внуку Хуан-ди (Желтый владыка/император/первопредок), богу Севера и Северного моря с человеческой головой, птичьим телом и зелеными змеями в ушах, отправить к ним 15 «исполинских (цзюй [6] ) ао». АоАоВ соответствии с нумерологической (сяншучжи-сюэ) моделью «троиц и пятериц» (сань у) каждую из пяти гор-островов должны были подпирать головой посменно (с периодом в 60 тыс. лет) три ао. Однако некий гигант (да жэнь) из царства великанов Лун-бо (государства Драконьего князя/Драконовых дядей) поймал на крючок шесть ао и в своем царстве стал обжигать их панцири для «вычисления» (шу [1]) будущего, положив начало гадательной практике, т.е. пироскапулимантике. В этом делении 15 ао на 9 живых и 6 мертвых закодированы главные числовые символы целой и прерванной, или янской и иньской (см. Инь-ян, черт (яо [1]) в мантической системе три- и гексаграмм (гуа [2]) «Чжоу и», производной от древнейшей традиции бу [1]. Оставшиеся без опоры горы-острова Дайюй и Юаньцзяо уплыли к северному пределу и погрузились в великое море (океан). Этот миф сатирически изложил Лу Синь в «старой легенде в новой редакции» (гуши синь бянь) «Бу тянь» («Починка небосклона», 1922, рус. пер.: В.С.Колоколов, 1955). «Монстры» (по определению В.М.Алексеева) ао, поддерживающие горы-острова, стали популярным образом поэзии, описывающей водную стихию: Цюй Юань (IV – III в. до н.э., «Тянь вэнь» - «Вопросы к небу»; рус. пер.: А.Е.Адалис, 1954), Чжан Хэн (I – II в.), Му Хуа (III в., «Хай фу» – «Ода морю»; рус. пер.: В.М.Алексеев, 1944/1978), Ли Бо (VIII в.), У Чэн-энь (XVI в., «Си ю цзи» - «Путешествие на Запад», гл. 43, стихи; рус. пер.: А.П.Рогачев, 1959). Ао со стелой в Храме Конфуция в ЦюйфуАо со стелой в Храме Конфуция в ЦюйфуПервый комментатор «Тянь вэнь» Ван И (89 – 158) пояснял самое раннее упоминание ао в поэме Цюй Юаня цитатой из «Ле сянь чжуань» («Предания о бессмертных») – произведения, приписываемого Лю Сяну (I в. до н.э.): «Имеются огромные волшебные (лин [1]) черепахи, которые, неся на спине гору Пэнлай, шлепают [лапами], пляшут и резвятся среди синего/безбрежного моря». В целом образ ао соединил в себе черты опорного столпа и связующего звена между небом и землей (тянь ди), горами и водами (шань шуй), настоящим и будущим, природой и культурой. Поэтому каменные изваяния огромной черепахи с покрытой письменами стелой на панцире, т.е. символ горизонтального, земного, природного основания, на котором водружена устремленная к небу культурная (вэнь) вертикаль, стало непременным атрибутом конфуцианских храмов. В частности, подобная черепаха высотой 1, 25 м со стелой в 6, 2 м, несущей текст минского имп. Сянь-цзуна (пр. 1464 – 1487), была установлена в 1468 в Храме Конфуция (Кун мяо) на родине мудреца в Цюйфу (Цюйфу сань Кун).
 
Источники:
Лу Синь. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1955. Т. 3, с. 180–191; Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 72; У Чэн-энь. Путешествие на Запад / Пер. А.П.Рогачева. Т. 2. Рига, 1994, с. 312, 314; Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы / Пер. Л.Д.Позднеевой. СПб., 1994, с. 59–61; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, с. 337–338; Му Хуа. Море // Алексеев В.М. Труды по китайской литературе. Кн. 2. М., 2003, с. 228; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, с. 131, 144, 156, 257; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 113.
 
Литература:
Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. М., 2001, с. 391–392; Китайская мифология/Сост. К.М.Королев. М., 2007, с.331–332; Терентьев-Катанский А.П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. СПб., 2004, с. 136–142; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1985, с. 52–56, 271–274. Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 359-360.
 
Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 358-360.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.