Синология.Ру

Тематический раздел


Чан син саньмэй

常行三昧 «самадхи, [обретаемое] через постоянное хождение». Религ. практика погружения в самадхи (саньмэй) с целью выявления в себе «мира будды» (т.е. достижение просветления/прозрения), предложенная патриархом школы тяньтай-цзун Чжи-и в контексте учения о чжи гуань (см. Мохэ чжи гуань).
 
В школе тяньтай-цзун  достижение этого самадхи осуществляется в уединении и продолжается 90 дней. Практикующий выбирает помещение, украшает его, подготавливает редкостные яства, фрукты и цветы для подношения образу будды на алтаре (как правило, это статуэтка Амитабхи, яп. Амида, кит. Амито-фо) и благовония для воскуривания перед образом. Затем совершает должное омовение и надевает новую одежду, в к-рой пребывает в помещении для церемонии (выходя из него по нужде, снимает ее и надевает старую). Медитирование при непрерывном хождении вокруг алтаря по часовой стрелке заключается в визуализации тридцати двух «великих знаков» (сань ши эр сян) и восьмидесяти «малых знаков» на теле Амитабхи в такой последовательности: сначала от подошв до темени, потом от темени до подошв. Визуализация сопровождается непрерывным повторением про себя и произнесением вслух имени будды Амитабхи (нянь фо).
 
На первом этапе визуализация достаточно конкретна, на втором — более абстрактна: акцент делается на качествах Амитабхи, к-рых насчитывается сорок, а не на точках тела будды. На третьем этапе образ будды как объект визуализации исчезает и практикующему открывается непосредственно истинная реальность как она есть, т.е. без каких-либо «знаков» (лакшана, сян [2]).
 
За проведением действа должен наблюдать опытный наставник, к-рый оказывает помощь в устранении возникающих проблем. Чжи-и сравнивает его с «матерью, заботящейся о своем дитяте». В течение всех девяноста дней практикующему прислуживает спец. слуга, обеспечивающий его всем необходимым. В действе может принять участие еще один человек, к-рый находится в помещении вместе с практикующим, ободряя его и следя за выполнением обетов.
 
Источники:
Сэкигути С. Кайсэцу (Комментарии) // Мо хэ чжи гуань. Т. 1. Токио, 1975; Чжи-и (Тиги). Мо хэ чжи гуань (Мака сикан). Т. 1–2. Токио, 1975.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998; Оно Т. Нихон-но буккё (Японский буддизм). Токио, 1961; ChenK. Buddhism in China. Princ., 1964; Hurvitz L. Chih-i. An Introduction to the Life аnd Ideas of a Chinese Buddhist. Brux., 1962; Stevenson D. The Four Kinds of Samadhi in Early T’ien-t’ai Buddhism // Traditions of Meditation in Chinese Buddhism / Ed. by P. Gregory. Honolulu, 1986.
 
По материалам А.Н. Игнатовича

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 707.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.