Синология.Ру

Тематический раздел


Амито-фо

阿弥陀佛, Амито-фоАмито-фокит. фонетическая транкрипция имени будды Амитабхи (от санскр. amitābha «неизмеримый беспредельный свет», amitāyus — «бесконечная жизнь»), Амитаюса, Амиды; по-кит. передаваемого также семантической транскрипцией У-лян-шоу (Безмерное долголетие). Один из самых популярных будд в пантеоне китайского буддизма и ваджраяне. Вероятно, культ Амитабхи возник в Индии в начале н.э. Предполагают, что этот культ имел небуддийское происхождение и сложился под влиянием идей парсизма и манихейства. Его связывают также с иранским зороастрийским культом бога Митры. Эта точка зрения основывается на сходстве нек. гл. характеристик двух религ. учений: идея бесконечности и беспредельности света, к-рая выражена в именах Амитабхи и Митры, идея воздаяния и мотив мессианства. Имеется сходство и в религ. обрядах: напр., в обряде очищения водой, к-рая ассоциируются с раем. Нек-рые исследователи связывают культ Амитабхи с влиянием христианства.
 
Учение, основанное на вере в Амитабху, достигло Китая во II в. н.э., когда монах из Парфии Ань Ши-гао в правление Хуань-ди (147–167) привез первую сутру, приписываемую Амитабхе. Ее перевод был утерян уже к VIII в.
 
Осн. канонич. текстами, связанными с представлениями об Амитабхе, являются «Сукхавативьюха-сутра» («Сутра Амитаюса/Безмерного долголетия», кит. «У лян шоу цзин»; рус. пер.: Д.В. Поповцев, 2000), версии к-рой известны также как «Большая Сукхавативьюха-сутра», «Малая Сукхавативьюха-сутра» — резюме «Большой Сукхавативьюхи» (кит. «Амито цзин»), «Амитаюрдхъяна-сутра» («Сутра созерцания Амитаюса/Безмерного долголетия», кит. «Гуань У лян шоу цзин»; рус. пер.: Д.В. Поповцев, 2000) и «Апарамитаюс-сутра-шастра» («Шастра к Сутре Амитаюса»/«Шастра будущей жизни», кит. «Ван шэн лунь», или «У лян шоу цзин юботишэ/упадеша») Васубандху (Ши-цинь). «Малая Сукхавативьюха-сутра» приобрела популярность в Китае и сохранилась в переводе Кумарадживы (402 г.).
 
В «Большой Сукхавативьюха-сутре» объясняется культ Амитабхи. Будда Шакьямуни рассказал ученику Ананде о том, что много кальп назад жили монах Дхармакара и будда Локешвараджа. Последний раскрыл Дхармакаре достоинства множества миров будд, и тот выразил желание стать буддой, но дал клятву, что не достигнет состояния будды, пока не удостоверится в том, что и после погружения в нирвану будда сможет содействовать спасению других, что всем будет дана возможность достигнуть его рая. Дхармакара выполнил обеты и возродился в качестве будды Амитабхи, рай его называется Сукхавати, или «Западным раем», Землей блаженства (Ситянь).
 
Обе версии «Сукхавативьюха-сутры» прославляют божеств. суть лучезарного Будды, великолепие Западного рая, наставляют всех верующих на путь возрождения в нем. Но если «Большая сутра» подчеркивает, что возрождение в раю Сукхавати является вознаграждением за добрые деяния, веру и преданность Амитабхе, то «Малая сутра» особо утверждает, что необходимы только вера и молитва.
 
В «Амитаюрдхьяна-сутре», единств. сохранившийся перевод к-рой выполнен Калаяшасом в 442 н.э., репрезентантом рая предстает триада: Амитаюс, Авалокитешвара (Гуань-инь) и Махастхама. Рай Сукхавати может быть достигнут различными путями, но сутра рекомендует серию медитативных практик (всего 16).
 
Перевод «Шастры будущей жизни» сделан шраманом из Сев. Индии Бодхиручи, который прибыл в Лоян в 508 г. Эта шастра обобщила смысл будущей жизни в «Чистой земле» (Цзин ту), раскрытый в перечисленных трех сутах.
 
Амито-фоАмито-фоОсн. идеи, выраженные в этих трактатах, сводятся к тому, что все верующие в будду Амитабху, полагаясь на его осн. обет и имея искреннее желание возродиться в его раю, веря в милосердие и сострадательность Амитабхи, осуществляя религ. практику нянь фо (япон. нэнбуцу — «думание/памятование о будде»), обращенное к Амитабхе, могут возродиться в раю Сукхавати.
 
В ваджраяне Амитабха — один из пяти дхьянибудд, глава семьи Лотоса. В мандале (графическом изображении мироздания) дхьянибудд Амитабха находится на Западе, он красного цвета, с ним ассоциируется элемент огоня (см. У син), соответствующее ему одно из пяти чувств — вкус, из представителей живой природы — павлин. Обычно Амитабха изображается сидящим на «павлиньем троне», в позе созерцания, с патрой (монашеской чашей для сбора подаяний) в руках. Его женским соответствием (праджней) считается Пандаравасини, эманация Амитабхи — нищенствующий монах с патрой. Земное соответствие Амитабхи — Шакьямуни, а по мнению последователей тибет. школы гелугпа — также панчен-лама. Амитабха широко почитается в Китае, Японии, Тибете, Монголии, Бурятии и Калмыкии. Его культ, на Западе получивший название «амидаизм», лег в основу учения о райской «Чистой земле» (Цзин ту) кит. школы цзинту-цзун  и ее яп. аналогов дзёдо-сю, дзёдо-синсю, а также близких к ним школ тэндай-сю (см. Тяньтай-цзун) и нитирэн-сю.
 
Автор: Хантаева Е.И. 
 
Источники:
Избранные сутры кит. буддизма / Пер. В.Д. Поповцева, К.Ю. Солонина, Е.А. Торчинова. СПб., 2000.
 
Литература:
Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000, с. 646–648; Буддизм в Японии. М., 1993, указ.; Козловский Ю.Б. Японский амидаизм в эпоху средневековья // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1988, с. 17–29; Конзэ Э. Буддизм: сущность и развитие. М., 2003, с. 273–276; Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1987, с. 67–70; Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая. Проблемы идеологии. М., 1991, указ.; Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Вторая часть. СПб., 2004, с. 151–168, 320–324, указ.; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000, с. 200–204; Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Т. 1 Шанхай, 1988, с. 266–272; Чжунго фоцзяо ши (История китайского буддизма) / Ред. Жэнь Цзи-юй. Т. 1. Пекин, 1981, с. 439–458, указ.; Haas H. Amida Budha unsere Zuflucht. Lpz., 1910.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И., Хантаева Е.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 354-355.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.