Синология.Ру

Тематический раздел


Фотоальбомы

Иконография Ваджраяны

Иконография Ваджраяны. Альбом. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2003. - 624 с. Автор-составитель Ц.-Б.Бадмажапов. В фотоальбоме на сайте представлена частичная подборка иллюстраций, отнесенных к Китаю.

Цонкапа
 43. Цонкапа. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Досточтимый Цонкапа изображен с двумя своими главными учениками: слева - Гьялцаб Дже (?), справа - Кедруб Дже (?). Оба изображены с нимбами красного цвета вокруг головы, но без сияния вокруг тела, на сидениях со спинками, обшитыми темно-синим шелком, на двух подушках из синего шелка, обшитых сверху красным шелком. Ландшафтный фон составлен из зеленой земли и разноцветных облаков. Цонкапа

43. Цонкапа. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Досточтимый Цонкапа изображен с двумя своими главными учениками: слева - Гьялцаб Дже (?), справа - Кедруб Дже (?). Оба изображены с нимбами красного цвета вокруг головы, но без сияния вокруг тела, на сидениях со спинками, обшитыми темно-синим шелком, на двух подушках из синего шелка, обшитых сверху красным шелком. Ландшафтный фон составлен из зеленой земли и разноцветных облаков.

Кедруб
 54. Кедруб. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Кедруб Дже (1385-1438), ученик Дже Цонкапы, знаток тантр, автор "Основ тантр" (тиб. рГйуд сде спий рнам). Кедруб

54. Кедруб. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Кедруб Дже (1385-1438), ученик Дже Цонкапы, знаток тантр, автор "Основ тантр" (тиб. рГйуд сде спий рнам).

Кедруб (фрагмент)
Кедруб (фрагмент)
Кедруб (фрагмент)
Кедруб (фрагмент)
Цонкапа
 Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Досточтимый Цонкапа с учениками в центре иконографической группы «шесть украшений Джамбудвипы и два высших» (тиб.: ргйан друг мчхог гнийс). Нагарджуна, Арьядева, Асанга, Васубандху, Дигната, Дхармакирти и Гунапрабха и Шакьяпрабха, изображенные на танке, представляют суть воззрения школ Махаяны: мадхьямика (шунья-вада) и читта-матра (виджняна-вада). Последователи Ваджраяны разделяют взгляды шуньявадинов и виджнянавадинов о природе истинной реальности и практике духовных достижений. Вверху - Будда Шакьямуни, посередине под Цонкапой - Джанджа Лалитаваджра (1717-1786). Внизу - Вайшравана, Ямараджа, Махакала, Шридеви. Цонкапа

Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Досточтимый Цонкапа с учениками в центре иконографической группы «шесть украшений Джамбудвипы и два высших» (тиб.: ргйан друг мчхог гнийс). Нагарджуна, Арьядева, Асанга, Васубандху, Дигната, Дхармакирти и Гунапрабха и Шакьяпрабха, изображенные на танке, представляют суть воззрения школ Махаяны: мадхьямика (шунья-вада) и читта-матра (виджняна-вада). Последователи Ваджраяны разделяют взгляды шуньявадинов и виджнянавадинов о природе истинной реальности и практике духовных достижений. Вверху - Будда Шакьямуни, посередине под Цонкапой - Джанджа Лалитаваджра (1717-1786). Внизу - Вайшравана, Ямараджа, Махакала, Шридеви.

Панчен Лама III Лобзанг Дондруб
 Китай, XIX в. Нагтан, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Лобзанг Дондруб изображен в сукха-асане без нимба с повязками, закрывающими глаза до посвящения; в левой руке держит лист бумаги, покрытой черной тушью; правая рука - в кхатака-мудре (?); вверху справа - Сонам Чокланг; вверху слева - махачакра Ваджрапани; внизу слева - махапандака Карма-Натха (?); вокруг - сцены поклонения; в пещере - сцена «явления» Карма-Натхи Лобзанг Дондрубу. Жертвенное подношение состоит и драгоценных и благословенных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, скал, деревьев и водоемов. Панчен Лама III Лобзанг Дондруб

Китай, XIX в. Нагтан, грунтованная ткань, минеральные краски.

Лобзанг Дондруб изображен в сукха-асане без нимба с повязками, закрывающими глаза до посвящения; в левой руке держит лист бумаги, покрытой черной тушью; правая рука - в кхатака-мудре (?); вверху справа - Сонам Чокланг; вверху слева - махачакра Ваджрапани; внизу слева - махапандака Карма-Натха (?); вокруг - сцены поклонения; в пещере - сцена «явления» Карма-Натхи Лобзанг Дондрубу. Жертвенное подношение состоит и драгоценных и благословенных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, скал, деревьев и водоемов.

Панчен Лама III Лобзанг Дондруб (фрагмент)
Панчен Лама III Лобзанг Дондруб (фрагмент)
Панчен Лама III Лобзанг Дондруб (фрагмент)
Панчен Лама III Лобзанг Дондруб (фрагмент)
Панчен Лама III Лобзанг Дондруб (фрагмент)
Панчен Лама III Лобзанг Дондруб (фрагмент)
Гухьясамаджа
 Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Гухьясамаджа изображен в окружении четырех божеств мандалы. В полной мандале Гухьясамаджи насчитывают тридцать два божества. Линия передачи (скр. гуру-парампара) «Гухья-самаджа-тантры» - Гухьясамаджа, Ваджрапани, Индрабхути, Сараха. Ландшафтный фон составлен их облаков и холмов. Гухьясамаджа

Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Гухьясамаджа изображен в окружении четырех божеств мандалы. В полной мандале Гухьясамаджи насчитывают тридцать два божества. Линия передачи (скр. гуру-парампара) «Гухья-самаджа-тантры» - Гухьясамаджа, Ваджрапани, Индрабхути, Сараха. Ландшафтный фон составлен их облаков и холмов.

Гухьясамаджа (фрагмент)
Гухьясамаджа (фрагмент)
Гухьясамаджа (фрагмент)
Гухьясамаджа (фрагмент)
Чакрасамвара
 Китай, XIX в. Медь, чеканка, позолота, роспись. 
 Чакрасамвара - йидам Ануттара-йога-тантры и относится к семейству Падмы. В трех семействах этот йидам являет собой Авалокитешвару - «родоначальника» материальной тантры (тиб. ма ргйуд), в качестве главы херук, покровителя дакинь и «хозяев кладбищ» (скр.: шмашана-пати). Другое имя - Херука, или гневно-сострадательный. Духовная супруга (видья) - дакини Ваджраварахи, красного цвета. Чакрасамвара

Китай, XIX в. Медь, чеканка, позолота, роспись.

Чакрасамвара - йидам Ануттара-йога-тантры и относится к семейству Падмы. В трех семействах этот йидам являет собой Авалокитешвару - «родоначальника» материальной тантры (тиб. ма ргйуд), в качестве главы херук, покровителя дакинь и «хозяев кладбищ» (скр.: шмашана-пати). Другое имя - Херука, или гневно-сострадательный. Духовная супруга (видья) - дакини Ваджраварахи, красного цвета.

Махачакра Ваджрапани
 Китай, втор. пол. XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Йидам Махачакра Ваджрапани в коружении божеств мандалы. Вверху - Дже Цонкапа. Внизу в центре - Махасуварна Вайшравана. Не изображено жертвенное подношение. Ландшафтный фон составлен из разноцветных облаков, зеленых гор и водоемов.  Махачакра Ваджрапани

Китай, втор. пол. XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Йидам Махачакра Ваджрапани в коружении божеств мандалы. Вверху - Дже Цонкапа. Внизу в центре - Махасуварна Вайшравана. Не изображено жертвенное подношение. Ландшафтный фон составлен из разноцветных облаков, зеленых гор и водоемов.

Махачакра Ваджрапани (фрагмент)
Махачакра Ваджрапани (фрагмент)
Махачакра Ваджрапани (фрагмент)
Махачакра Ваджрапани (фрагмент)


Шадакшара Авалокитешвара
 Китай, XIX в. Бронза, литье, позолота. 
 Шадакшара Авалокитешвара представлен в ваджра-асане, одноликим, четырехруким. На диадеме (скр. мукута) - фигурка Амитабхи, что означает принадлежность йидама к семейству Падмы. В одежде и украшениях царевича. Цвет тела золотой. Шадакшара Авалокитешвара

Китай, XIX в. Бронза, литье, позолота.

Шадакшара Авалокитешвара представлен в ваджра-асане, одноликим, четырехруким. На диадеме (скр. мукута) - фигурка Амитабхи, что означает принадлежность йидама к семейству Падмы. В одежде и украшениях царевича. Цвет тела золотой.

Шадакшара Авалокитешвара
 Шадакшара Авалокитешвара изображен в ваджра-асане, одноликим, четырехруким. Две главные руки сложены в жесте держания драгоценности-чинтамани (скр. мани-дхара-мудра). В одежде и украшениях царевича. Через левое плечо перекинута перевязь из шкуры черной антилопы (скр. кришна-саранги). Цвет тела - белый. Драгоценность-чинтамани в руках Шадакшары Авалокитешвары излучает ослепительно струящиеся золотые лучи, освещающие шесть сфер пребывания существ. Мандорла обрамлена пышными цветами лотоса. Над вержней частью фигуры - радужная полусфера, заполненная переливающимся многоцветием воплощения Шадакшары Авалокитешвары. Вверху Будда Шакьямуни в короне, будда Амитабха, лама-поучающий. По сторонам от центральной фигуры - Пуджа-деви в радужных полусферах на облаках. Слева и справа от лотосового сидения - Сита Тара и Шьяма Тара. Танка иллюстрирует символику шести слогов мантры Авалокитешвары: «ОМ-МА-НИ-ПАД-МЕ-ХУМ!», произносимой и созерцаемой «ради блага и конечного освобождения шести видов живых существ», которые обитают в сфере страстей (кама-дхату) сансары. На танке шесть сфер существования изображены в следующем порядке слева направо: полубоги (асура), люди, ненасытные духи (прета), твари ада (нарака - холодные и горячие), животные, божества. Шадакшара Авалокитешвара

Шадакшара Авалокитешвара изображен в ваджра-асане, одноликим, четырехруким. Две главные руки сложены в жесте держания драгоценности-чинтамани (скр. мани-дхара-мудра). В одежде и украшениях царевича. Через левое плечо перекинута перевязь из шкуры черной антилопы (скр. кришна-саранги). Цвет тела - белый. Драгоценность-чинтамани в руках Шадакшары Авалокитешвары излучает ослепительно струящиеся золотые лучи, освещающие шесть сфер пребывания существ. Мандорла обрамлена пышными цветами лотоса. Над вержней частью фигуры - радужная полусфера, заполненная переливающимся многоцветием воплощения Шадакшары Авалокитешвары. Вверху Будда Шакьямуни в короне, будда Амитабха, лама-поучающий. По сторонам от центральной фигуры - Пуджа-деви в радужных полусферах на облаках. Слева и справа от лотосового сидения - Сита Тара и Шьяма Тара. Танка иллюстрирует символику шести слогов мантры Авалокитешвары: «ОМ-МА-НИ-ПАД-МЕ-ХУМ!», произносимой и созерцаемой «ради блага и конечного освобождения шести видов живых существ», которые обитают в сфере страстей (кама-дхату) сансары. На танке шесть сфер существования изображены в следующем порядке слева направо: полубоги (асура), люди, ненасытные духи (прета), твари ада (нарака - холодные и горячие), животные, божества.

Аштадашабхуджа Падманартешвара
 Аштадашабхуджа Падманартешвара. Китай, XIX в. Бронза, литье, позолота, роспись. 
 Восемнадцатирукий (аштадаша-бхуджа) Падманарта-ишвара (Падманартешвара) - йидам Крия-тантры (?). Относится к семейству Падмы, как воплощение Авалокитешвары. Аштадаша-бхуджа Падманатра-ишвара представлен в ваджра-асане, одноликим, трехглазым, восемнадцатируким, две главные руки выполняют жест Вайрочаны (?), в остальных руках различные атрибуты: кувшин с водой, чакра, аркан, ваза, лотос, штандарт, ритуальный кинжал, топорик, четки, плод (?), меч, на ладони правой семнадцатой руки глаз; четыре атрибута не поддаются идентификации. (Руки считаются снизу вверх с каждой стороны. - прим. Адм.) На диадеме - Амитабха. Цвет тела - золотой. В одеяниях и украшениях царевича. Аштадашабхуджа Падманартешвара

Аштадашабхуджа Падманартешвара. Китай, XIX в. Бронза, литье, позолота, роспись.

Восемнадцатирукий (аштадаша-бхуджа) Падманарта-ишвара (Падманартешвара) - йидам Крия-тантры (?). Относится к семейству Падмы, как воплощение Авалокитешвары. Аштадаша-бхуджа Падманатра-ишвара представлен в ваджра-асане, одноликим, трехглазым, восемнадцатируким, две главные руки выполняют жест Вайрочаны (?), в остальных руках различные атрибуты: кувшин с водой, чакра, аркан, ваза, лотос, штандарт, ритуальный кинжал, топорик, четки, плод (?), меч, на ладони правой семнадцатой руки глаз; четыре атрибута не поддаются идентификации. (Руки считаются снизу вверх с каждой стороны. - прим. Адм.) На диадеме - Амитабха. Цвет тела - золотой. В одеяниях и украшениях царевича.

Амогхапаша Локешвара
 Амогхапаша Локешвара. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Амогхапаша Локешвара - йидам Крия-тантры. Относится к семейсву Падмы. Воплощение Авалокитешвары. Амогхапаша Локешвара изображен в ваджра-асане, трехликим, четырехруким, левая верхняя рука в абхайя-мудре, нижняя - в варада-мудре, в правой верхней руке - трезубец (скр. тришула) с бунчуком, в нижней - цветок лотоса. На диадеме - трехликий Амитабха. В одеяниях и украшениях царевича. Цвет тела - белый. Внизу - Шьяма Тара, Сита Тара. На переднем плане - подношения пяти чувствам. Ладншафтный фон составлен из облаков и холмов. Изображение Амогхапаши Локешвары цветом лиц, расположением рук не соответствует иконографии, приведенной в «Собрании трехсот изображений» (№ 96) и отличается от типов иконографии «Собрания трехсот шестидесяти изображений» (№ 171), пантеона монгольского Канджура (№ 30). Амогхапаша Локешвара

Амогхапаша Локешвара. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Амогхапаша Локешвара - йидам Крия-тантры. Относится к семейсву Падмы. Воплощение Авалокитешвары. Амогхапаша Локешвара изображен в ваджра-асане, трехликим, четырехруким, левая верхняя рука в абхайя-мудре, нижняя - в варада-мудре, в правой верхней руке - трезубец (скр. тришула) с бунчуком, в нижней - цветок лотоса. На диадеме - трехликий Амитабха. В одеяниях и украшениях царевича. Цвет тела - белый. Внизу - Шьяма Тара, Сита Тара. На переднем плане - подношения пяти чувствам. Ладншафтный фон составлен из облаков и холмов. Изображение Амогхапаши Локешвары цветом лиц, расположением рук не соответствует иконографии, приведенной в «Собрании трехсот изображений» (№ 96) и отличается от типов иконографии «Собрания трехсот шестидесяти изображений» (№ 171), пантеона монгольского Канджура (№ 30).

Будда Шакьямуни
 Будда Шакьямуни. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Будда Шакьямуни изображен в ваджра-асане, левая рука - в дхьяна-мудре, правая рука - в чинта-мудре. Ладони и стопы окрашены в розовый цвет. Вокруг - бодхисаттвы в анджали-мудре, монахи, правитель со свитой и дарами, нагараджи, подносящие драгоценности-мани. Внизу - сцены восхваления. Жертвенное подношение состоит из благословенных предметов и мешков с дарами (?). Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, деревьев и водоемов. Будда Шакьямуни

Будда Шакьямуни. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Будда Шакьямуни изображен в ваджра-асане, левая рука - в дхьяна-мудре, правая рука - в чинта-мудре. Ладони и стопы окрашены в розовый цвет. Вокруг - бодхисаттвы в анджали-мудре, монахи, правитель со свитой и дарами, нагараджи, подносящие драгоценности-мани. Внизу - сцены восхваления. Жертвенное подношение состоит из благословенных предметов и мешков с дарами (?). Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, деревьев и водоемов.

Будда Шакьямуни и архаты
 Будда Шакьямуни и архаты. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 На танке горизонтального формата Будда Шакьямуни изображен дважды: слева - Будда Шакьямуни в ваджра-асане, левая рука - в дхьяна-мудре, правая рука - в бхуми-спарша-мудре, ладони и стопы окрашены в красный цвет, вокруг - Брахма, другие божества, донаторы, персонажи размещены во дворе храма с золотой куполовидной крышей внутри прямоугольной ограды. Справа - Будда Шакьямуни в ваджра-асане, левая рука в дхьяна-мудре, правая рука в витарка-мудре, ладони и стопы окрашены в красный цвет, вокруг монахи, донаторы, персонажи размещены во дворе храма с золотой куполовидной крышей внутри зигзагообразной ограды. 
 Вверху в сияющем радужным огнем круге -  Будда Шакьямуни в окружении восьми бодхисаттв. Центр изображения в верхней части заполнен фигурами архатов, летящих по небу на различных ездовых животных, на своих сидениях, оседлав холмы, цветущие рощи, справа - Индра со свитой на слоне Айравата, повсюду - Будда в окружении бодхисаттв, йогинов, донаторов. Сверху композиция обрамлена шелковой драпировкой зеленого цвета. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, скал, деревьев и водоемов. Танки горизонтальной формы появились под китайским влиянием и встречаются довольно редко. Будда Шакьямуни и архаты

Будда Шакьямуни и архаты. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

На танке горизонтального формата Будда Шакьямуни изображен дважды: слева - Будда Шакьямуни в ваджра-асане, левая рука - в дхьяна-мудре, правая рука - в бхуми-спарша-мудре, ладони и стопы окрашены в красный цвет, вокруг - Брахма, другие божества, донаторы, персонажи размещены во дворе храма с золотой куполовидной крышей внутри прямоугольной ограды. Справа - Будда Шакьямуни в ваджра-асане, левая рука в дхьяна-мудре, правая рука в витарка-мудре, ладони и стопы окрашены в красный цвет, вокруг монахи, донаторы, персонажи размещены во дворе храма с золотой куполовидной крышей внутри зигзагообразной ограды.

Вверху в сияющем радужным огнем круге -  Будда Шакьямуни в окружении восьми бодхисаттв. Центр изображения в верхней части заполнен фигурами архатов, летящих по небу на различных ездовых животных, на своих сидениях, оседлав холмы, цветущие рощи, справа - Индра со свитой на слоне Айравата, повсюду - Будда в окружении бодхисаттв, йогинов, донаторов. Сверху композиция обрамлена шелковой драпировкой зеленого цвета. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, скал, деревьев и водоемов. Танки горизонтальной формы появились под китайским влиянием и встречаются довольно редко.

Будда Шакьямуни (правый фрагмент танки)
 Будда Шакьямуни и архаты. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 На танке горизонтального формата Будда Шакьямуни изображен дважды. Справа - Будда Шакьямуни в ваджра-асане, левая рука - в дхьяна-мудре, правая рука - в витарка-мудре, ладони и стопы окрашены в красный цвет, вокруг монахи, донаторы, персонажи размещены во дворе храма с золотой куполовидной крышей внутри зигзагообразной ограды. Будда Шакьямуни (правый фрагмент танки)

Будда Шакьямуни и архаты. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

На танке горизонтального формата Будда Шакьямуни изображен дважды. Справа - Будда Шакьямуни в ваджра-асане, левая рука - в дхьяна-мудре, правая рука - в витарка-мудре, ладони и стопы окрашены в красный цвет, вокруг монахи, донаторы, персонажи размещены во дворе храма с золотой куполовидной крышей внутри зигзагообразной ограды.

Будда Шакьямуни (левый фрагмент танки)
 Будда Шакьямуни и архаты. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 На танке горизонтального формата Будда Шакьямуни изображен дважды. Слева - Будда Шакьямуни в ваджра-асане, левая рука в дхьяна-мудре, правая рука в бхуми-спарши-мудре, ладони и стопы окрашены в красный цвет, вокруг - Брахма, другие божества, донаторы, персонажи размещены во дворе храма с золотой куполовидной крышей внутри прямоугольной ограды. Будда Шакьямуни (левый фрагмент танки)

Будда Шакьямуни и архаты. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

На танке горизонтального формата Будда Шакьямуни изображен дважды. Слева - Будда Шакьямуни в ваджра-асане, левая рука в дхьяна-мудре, правая рука в бхуми-спарши-мудре, ладони и стопы окрашены в красный цвет, вокруг - Брахма, другие божества, донаторы, персонажи размещены во дворе храма с золотой куполовидной крышей внутри прямоугольной ограды.

Будда Шакьямуни
 Будда Шакьямуни. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Будда Шакьямуни изображен в ваджра-асане, руки - в дхарма-чакра-правартана-мудре. Вокруг - божества, монахи, донаторы. Внизу - чудесно возникший пруд с цветами лотоса, драгоценностями-мани, веткой коралла, с миниатюрным золотым храмом и фигуркой Будды (?) на пышном цветке лотоса (?). Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, скал, деревьев и водоемов с введением стаффажного элемента в виде дворца с золотой и зеленой крышей. Будда Шакьямуни

Будда Шакьямуни. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Будда Шакьямуни изображен в ваджра-асане, руки - в дхарма-чакра-правартана-мудре. Вокруг - божества, монахи, донаторы. Внизу - чудесно возникший пруд с цветами лотоса, драгоценностями-мани, веткой коралла, с миниатюрным золотым храмом и фигуркой Будды (?) на пышном цветке лотоса (?). Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, скал, деревьев и водоемов с введением стаффажного элемента в виде дворца с золотой и зеленой крышей.

Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)
 Будда Шакьямуни и шестнадцать архатов. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Архаты переплывают море на различных ездовых животных, морских чудовищах, облаках, невиданных размеров листьях лотоса и т.д. 
 Шестнадцать архатов, согласно махаянской традиции, побывали в Китае по приглашению императора Тайцзуна (627 - 649) династии Тан. Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)

Будда Шакьямуни и шестнадцать архатов. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Архаты переплывают море на различных ездовых животных, морских чудовищах, облаках, невиданных размеров листьях лотоса и т.д.

Шестнадцать архатов, согласно махаянской традиции, побывали в Китае по приглашению императора Тайцзуна (627 - 649) династии Тан.

Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)
 Будда Шакьямуни и 16 архатов. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Хва-шанг со свитой на лодке.  Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)

Будда Шакьямуни и 16 архатов. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Хва-шанг со свитой на лодке.

Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)
 Будда Шакьямуни и 16 архатов. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Архаты переплывают море на различных ездовых животных, морских чудовищах, облаках и невиданных размеров листьях лотоса. 16 архатов, согласно махаянской традиции, побывали в Китае по приглашению импартора Тайцзуна (627 - 649) династии Тан. Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)

Будда Шакьямуни и 16 архатов. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Архаты переплывают море на различных ездовых животных, морских чудовищах, облаках и невиданных размеров листьях лотоса. 16 архатов, согласно махаянской традиции, побывали в Китае по приглашению импартора Тайцзуна (627 - 649) династии Тан.

Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 26. Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)

См. описание к илл. 26.

Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 26. Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)

См. описание к илл. 26.

Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 26. Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)

См. описание к илл. 26.

Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 26. 
 Упасака Дхарматала на опахале из ячьего хвоста (скр. чамара). Будда Шакьямуни и 16 архатов (фрагмент танки)

См. описание к илл. 26.

Упасака Дхарматала на опахале из ячьего хвоста (скр. чамара).

Трикала будда (?)
 Трикала будда (?). Китай, 441 г. Бронза, литье, гравировка. 
 На конусообразной рельефной плакетке изображены фигуры будд трех времен, или трикала будда (?). Будды изображены стоя, левые руки - в жесте благословения, правые руки - в жесте дарования защиты. Вокруг фигур - орнаментированная гравированная мандорла, переходящая в языки пламени. Трапецевидное основание барельефа символизирует гору Сумеру. Трикала будда (?)

Трикала будда (?). Китай, 441 г. Бронза, литье, гравировка.

На конусообразной рельефной плакетке изображены фигуры будд трех времен, или трикала будда (?). Будды изображены стоя, левые руки - в жесте благословения, правые руки - в жесте дарования защиты. Вокруг фигур - орнаментированная гравированная мандорла, переходящая в языки пламени. Трапецевидное основание барельефа символизирует гору Сумеру.

Будда Шакьямуни и 16 архатов
 Будда Шакьямуни и 16 архатов. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Будда Шакьямуни изображен с учениками Шарипутрой и Маудгальяяной, пребывающими в гупта-асане, в золотом, с радужными краями, круге в пространстве над морем, который пересекают на пути в Китай 16 архатов, Упасака Дхармапала и Хва-шанг. Архаты переплывают море на различных ездовых животных, морских чудовищах, облаках и невиданных размеров листьях лотоса, Упасака Дхармапала на опахале из ячьего хвоста (скр. чамара), Хва-шанг - со свитой на лодке. Вверху - Пуджадевата, внизу - четыре локапалы. Повсюду разбросаны золотые драгоценности, тонкими золотыми линиями выведены птицы, рыбы. Шестнадцать архатов, согласно махаянской традиции, побывали в Китае по приглашению императора Тайцзуна (627 - 649) династии Тан. Будда Шакьямуни и 16 архатов

Будда Шакьямуни и 16 архатов. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Будда Шакьямуни изображен с учениками Шарипутрой и Маудгальяяной, пребывающими в гупта-асане, в золотом, с радужными краями, круге в пространстве над морем, который пересекают на пути в Китай 16 архатов, Упасака Дхармапала и Хва-шанг. Архаты переплывают море на различных ездовых животных, морских чудовищах, облаках и невиданных размеров листьях лотоса, Упасака Дхармапала на опахале из ячьего хвоста (скр. чамара), Хва-шанг - со свитой на лодке. Вверху - Пуджадевата, внизу - четыре локапалы. Повсюду разбросаны золотые драгоценности, тонкими золотыми линиями выведены птицы, рыбы. Шестнадцать архатов, согласно махаянской традиции, побывали в Китае по приглашению императора Тайцзуна (627 - 649) династии Тан.

Гуаньинь
 Гуаньинь. Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота, тонировка, минеральные краски. 
 Бодхисаттва Гуаньинь представлена в бхадра-асане, в руках - стебель с бутоном лотоса. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. По обеим сторонам на уровне плеч слева - книга, справа - раковина (?). Митрообразная корона украшена фигуркой татхагаты Амитабхи. Ездовое животное - полулежащий лев с оскаленной пастью, на лотосе. Гуаньинь

Гуаньинь. Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота, тонировка, минеральные краски.

Бодхисаттва Гуаньинь представлена в бхадра-асане, в руках - стебель с бутоном лотоса. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. По обеим сторонам на уровне плеч слева - книга, справа - раковина (?). Митрообразная корона украшена фигуркой татхагаты Амитабхи. Ездовое животное - полулежащий лев с оскаленной пастью, на лотосе.

Гуаньинь
 Гуаньинь. Китай, XVII в. Бронза, литье. 
 Бодхисаттва Гуаньинь представлена в ваджра-асане, в обеих руках держит стебли лотоса. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. По обеим сторонам на уровне плеч - цветы лотоса. Тиарообразно уложенный шиньон украшен тройной драгоценностью (скр. триратна). Гуаньинь

Гуаньинь. Китай, XVII в. Бронза, литье.

Бодхисаттва Гуаньинь представлена в ваджра-асане, в обеих руках держит стебли лотоса. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. По обеим сторонам на уровне плеч - цветы лотоса. Тиарообразно уложенный шиньон украшен тройной драгоценностью (скр. триратна).

Гуаньинь
 Гуаньинь. Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота, минеральные краски. 
 Бодхисаттва Гуаньинь представлена в ваджра-асане, в левой руке - жезл (?), правая рука - в вьякхьяна (или абхайя)-мудре. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Справа на уровне плеча - книга на цветке лотоса. На облаковидных орнаментах, отходящих от лотоса - сидения Гуаньинь, два персонажа из свиты бодхисаттвы. Ездовое животное - стоящий лев с оскаленной пастью на лотосе. Гуаньинь

Гуаньинь. Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота, минеральные краски.

Бодхисаттва Гуаньинь представлена в ваджра-асане, в левой руке - жезл (?), правая рука - в вьякхьяна (или абхайя)-мудре. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Справа на уровне плеча - книга на цветке лотоса. На облаковидных орнаментах, отходящих от лотоса - сидения Гуаньинь, два персонажа из свиты бодхисаттвы. Ездовое животное - стоящий лев с оскаленной пастью на лотосе.

Гуаньинь
 Гуаньинь. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Гуаньинь - бодхисаттва-махасаттва Махаяны, воплощение Авалокитешвары в женском облике, как «Отец-и-мать всех будд». Гуаньинь изображена в свободной позе, одноликой, двурукой, в левой руке ребенок, в правой - четки. В шелковом одеянии и драгоценных украшениях, на голове - кружевная накидка. Восседает на лунном диске и светло-розовом лотосе. Справа от лотосового сидения - кувшин с веткой ивы, книга «Праджня-парамиты», сверху - голубь с нитью золотых бусин (?) в клюве - символ плодородия. Слева - поклоняющиеся, справа - дварапала Вэйто (?). Вверху - Дже Цонкапа с учениками, внизу - Шьяма Тара, Сита Тара. На переднем плане - две драгоценности-мани. Ландшафтный фон составлен из разноцветных (в «тибетском» стиле), блекло-бежевых (в «китайском» стиле) облаков, гор, слоистых холмов, берега моря, бамбуковой рощи. Композиция с Гуаньинь соответствует распространенному в китайской иконографии типу изображений Гуаньинь-чадоподательницы. Гуаньинь

Гуаньинь. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Гуаньинь - бодхисаттва-махасаттва Махаяны, воплощение Авалокитешвары в женском облике, как «Отец-и-мать всех будд». Гуаньинь изображена в свободной позе, одноликой, двурукой, в левой руке ребенок, в правой - четки. В шелковом одеянии и драгоценных украшениях, на голове - кружевная накидка. Восседает на лунном диске и светло-розовом лотосе. Справа от лотосового сидения - кувшин с веткой ивы, книга «Праджня-парамиты», сверху - голубь с нитью золотых бусин (?) в клюве - символ плодородия. Слева - поклоняющиеся, справа - дварапала Вэйто (?). Вверху - Дже Цонкапа с учениками, внизу - Шьяма Тара, Сита Тара. На переднем плане - две драгоценности-мани. Ландшафтный фон составлен из разноцветных (в «тибетском» стиле), блекло-бежевых (в «китайском» стиле) облаков, гор, слоистых холмов, берега моря, бамбуковой рощи. Композиция с Гуаньинь соответствует распространенному в китайской иконографии типу изображений Гуаньинь-чадоподательницы.

Гуаньинь
 Гуаньинь. Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота. 
 Бодхисаттва Гуаньинь представлена в ваджра-асане, левая рука - в буддха-патра-мудре, правая рука - в жесте «Трех драгоценностей» (скр. триратна-мудра). В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Корона из стилизованных растительных орнаментов украшена фероньеркой с тремя драгоценностями и подвеской из жемчуга. Гуаньинь

Гуаньинь. Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота.

Бодхисаттва Гуаньинь представлена в ваджра-асане, левая рука - в буддха-патра-мудре, правая рука - в жесте «Трех драгоценностей» (скр. триратна-мудра). В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Корона из стилизованных растительных орнаментов украшена фероньеркой с тремя драгоценностями и подвеской из жемчуга.

Гуаньинь
 Гуаньинь. Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота. 
 Бодхисаттва Гуаньинь представлена в позе отдыхающего царя. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Слева на уровне плеча - книга, справа - кувшинчик (скр. кундика). Орнаментированная корона украшена восьмилепестковым цветком лотоса. Гуаньинь

Гуаньинь. Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота.

Бодхисаттва Гуаньинь представлена в позе отдыхающего царя. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Слева на уровне плеча - книга, справа - кувшинчик (скр. кундика). Орнаментированная корона украшена восьмилепестковым цветком лотоса.

Гуаньинь
 Гуаньинь. Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота, тонировка. 
 Бодхисаттва Гуаньинь представлена сидящей на скале в раджалила-асане, и относится к типу «Гуаньинь-луны-и-воды», созерцающая отражение луны в воде. На голове - корона с пятью финиалами. Вокруг - персонажи из свиты бодхисаттвы, донаторы. Слева от Гуаньинь - голубь. Ландшафт символизирует райский остров Путо (Потала), местопребывание бодхисаттвы Гуаньинь. Гуаньинь

Гуаньинь. Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота, тонировка.

Бодхисаттва Гуаньинь представлена сидящей на скале в раджалила-асане, и относится к типу «Гуаньинь-луны-и-воды», созерцающая отражение луны в воде. На голове - корона с пятью финиалами. Вокруг - персонажи из свиты бодхисаттвы, донаторы. Слева от Гуаньинь - голубь. Ландшафт символизирует райский остров Путо (Потала), местопребывание бодхисаттвы Гуаньинь.

Пусянь
 Пусянь. Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота, тонировка, роспись. 
 Бодхисаттва Пусянь (скр. Самантабхадра) представлен в бхадра-асане, в руках - книга. В одеяниях и украшениях царевича. По обеим сторонам на уровне плеч слева - книга, справа - жемчужина в золотом ореоле. Митрообразная корона украшена фигуркой татхагаты Амитабхи. Ездовое животное - полулежащий слон на лотосе. Пусянь

Пусянь. Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота, тонировка, роспись.

Бодхисаттва Пусянь (скр. Самантабхадра) представлен в бхадра-асане, в руках - книга. В одеяниях и украшениях царевича. По обеим сторонам на уровне плеч слева - книга, справа - жемчужина в золотом ореоле. Митрообразная корона украшена фигуркой татхагаты Амитабхи. Ездовое животное - полулежащий слон на лотосе.

Майтрея
 Майтрея. Китай, XIX в. Медь, чеканка, инкрустация, позолота, золотистая паста, роспись. 
 Майтрея - бодхисаттва-махасаттва, седьмой в махаянской группе восьми великих бодхисаттв, относится к семейству Кармы (кула-иша - Амогхасиддхи) и считается буддой будущего мирового периода. Возможный вариант - воплощение Ваджрадхары. Майтрея представлен в бхадра-асане, символизирующей его приход в «Благой период времени» (скр. бхадра-кальпа), руки - в дхарма-чакра-правартане-мудре. В одеяниях и украшениях царевича. По обеим сторонам на уровне плеч - лотосы. Фигура Майтреи размещена в позолоченном киоте с фестончатым завершением. Майтрея

Майтрея. Китай, XIX в. Медь, чеканка, инкрустация, позолота, золотистая паста, роспись.

Майтрея - бодхисаттва-махасаттва, седьмой в махаянской группе восьми великих бодхисаттв, относится к семейству Кармы (кула-иша - Амогхасиддхи) и считается буддой будущего мирового периода. Возможный вариант - воплощение Ваджрадхары. Майтрея представлен в бхадра-асане, символизирующей его приход в «Благой период времени» (скр. бхадра-кальпа), руки - в дхарма-чакра-правартане-мудре. В одеяниях и украшениях царевича. По обеим сторонам на уровне плеч - лотосы. Фигура Майтреи размещена в позолоченном киоте с фестончатым завершением.

Ситатапатра-параджита
 Ситатапатра-параджита. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Ситатапатра-параджита - йидам Крия-тантры. Относится к семейству Татхагаты. Полумирная/полугневная форма проявления Ситатапатры. Вариант наименования - Ушниша-Ситатапатра-параджита. Эпитет - «Мать всех победителей». Йидам Ситатапатра-параджита изображена в позе с правой выпрямленной ногой, тысячеликой и тысячерукой, в основной левой руке держит зонт из красного шелка и стрелу, в основной правой руке держит дхарма-чакру красного цвета, в остальных левых руках - стрелы, в правых - чакры. Цвет тела - белый, основное лицо матового оттенка, остальные лица - красные, желтые, белые. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Тысяча ног попирает фигуры существ, символизирующих бесчисленные омрачения, преображаемые в йоге сострадания йидама. Мандорла вокруг тела лазуритового цвета, пронизанная сияющими золотыми лучами, окружена языками пламени. Вверху слева - будда Майтрея, внизу - три божества бхагавата Махакалы. Жертвенное подношение состоит из драгоценных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, скал, холмов и водоемов. Ситатапатра-параджита

Ситатапатра-параджита. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Ситатапатра-параджита - йидам Крия-тантры. Относится к семейству Татхагаты. Полумирная/полугневная форма проявления Ситатапатры. Вариант наименования - Ушниша-Ситатапатра-параджита. Эпитет - «Мать всех победителей». Йидам Ситатапатра-параджита изображена в позе с правой выпрямленной ногой, тысячеликой и тысячерукой, в основной левой руке держит зонт из красного шелка и стрелу, в основной правой руке держит дхарма-чакру красного цвета, в остальных левых руках - стрелы, в правых - чакры. Цвет тела - белый, основное лицо матового оттенка, остальные лица - красные, желтые, белые. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Тысяча ног попирает фигуры существ, символизирующих бесчисленные омрачения, преображаемые в йоге сострадания йидама. Мандорла вокруг тела лазуритового цвета, пронизанная сияющими золотыми лучами, окружена языками пламени. Вверху слева - будда Майтрея, внизу - три божества бхагавата Махакалы. Жертвенное подношение состоит из драгоценных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, скал, холмов и водоемов.

Атигухья Хаягрива
 Атигухья Хаягрива. Китай, XIX в. Бронза, литье, позолота, минеральные краски. 
 Хаягрива - йидам Ануттара-йога-тантры. Относится к семейству Падмы, а в системе «трех владык» - к семейству Авалокитешвары. В иконографии ньингмы Хаягрива имеет крылья за спиной, что указывает на принадлежность йидама к мандале Чхемчхок Херуки, или высшего Херуки. Видья - Ваджраварахи. Йидам Атигухья Хаягрива представлен в позе с левой выпрямленной ногой, трехликим, шестируким. Цвет тела - золотой. В киноварно-красных волосах лошадиная голова. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Ногами попирает две распластанные на солнечном диске антропоморфные фигуры (?).  Атигухья Хаягрива

Атигухья Хаягрива. Китай, XIX в. Бронза, литье, позолота, минеральные краски.

Хаягрива - йидам Ануттара-йога-тантры. Относится к семейству Падмы, а в системе «трех владык» - к семейству Авалокитешвары. В иконографии ньингмы Хаягрива имеет крылья за спиной, что указывает на принадлежность йидама к мандале Чхемчхок Херуки, или высшего Херуки. Видья - Ваджраварахи. Йидам Атигухья Хаягрива представлен в позе с левой выпрямленной ногой, трехликим, шестируким. Цвет тела - золотой. В киноварно-красных волосах лошадиная голова. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Ногами попирает две распластанные на солнечном диске антропоморфные фигуры (?).

Гухьясадхана Хаягрива
 Гухьясадхана Хаягрива. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Йидам Гухьясадхана Хаягрива изображен в пратьялидха-асане, трехликим, шестируким. В одеяниях и украшениях дхармапалы. В волосах три лошадиные головы зеленого цвета. В верхней левой руке (тарджани-мудра) пламя, в средней руке - копье (скр. каная), в нижней руке - аркан, в верхней правой руке - ваджра, в средней руке - трезубец с ручкой в виде кхатванги (скр. тришула-кхатванга), в нижней руке - меч. Восемь ног попирают разноцветных змей-нагов. Вверху - джина Ваджрадхара, гуру Падмасамбхава с дхармараджей Трисонг Деценом и махачарьей Вайрочаной, Далай Лама VII Кальпа-бхадра-самудра (?), вокруг - джина Ваджрасаттва, Дрогчен Кхордул Дордже Гег-кий-цо, Махапанчараджа, Ваджраяшасван, Бегце, Шри Деви, Экадаша-мукха Авалокитешвара. Жертвенное подношение состоит из веществ обета. Ландшафтный фон составлен из облаков, гор, скал и водоемов с различными драгоценностями. Гухьясадхана Хаягрива

Гухьясадхана Хаягрива. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Йидам Гухьясадхана Хаягрива изображен в пратьялидха-асане, трехликим, шестируким. В одеяниях и украшениях дхармапалы. В волосах три лошадиные головы зеленого цвета. В верхней левой руке (тарджани-мудра) пламя, в средней руке - копье (скр. каная), в нижней руке - аркан, в верхней правой руке - ваджра, в средней руке - трезубец с ручкой в виде кхатванги (скр. тришула-кхатванга), в нижней руке - меч. Восемь ног попирают разноцветных змей-нагов. Вверху - джина Ваджрадхара, гуру Падмасамбхава с дхармараджей Трисонг Деценом и махачарьей Вайрочаной, Далай Лама VII Кальпа-бхадра-самудра (?), вокруг - джина Ваджрасаттва, Дрогчен Кхордул Дордже Гег-кий-цо, Махапанчараджа, Ваджраяшасван, Бегце, Шри Деви, Экадаша-мукха Авалокитешвара. Жертвенное подношение состоит из веществ обета. Ландшафтный фон составлен из облаков, гор, скал и водоемов с различными драгоценностями.

Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 47. Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)

См. описание к илл. 47.

Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 47. Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)

См. описание к илл. 47.

Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 47. Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)

См. описание к илл. 47.

Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 47. Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)

См. описание к илл. 47.

Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 47. Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)

См. описание к илл. 47.

Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 47. Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)

См. описание к илл. 47.

Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 47. Гухьясадхана Хаягрива (фрагмент танки)

См. описание к илл. 47.

Ваджрапани
 Ваджрапани. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Ваджрапани в традиции иконографии ньингмы изображен в пратьялидха-асане, одноликим, двуруким. Цвет тела - темно-синий. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Слева от волос в золотом и киноварном сиянии - птица, сверху и справа - две Гаруды со змеями в клювах, у центрального Гаруды в руках - боевые дискообразные ножи (скр. чакра). Слева от солнечного диска, на котором стоит Ваджрапани, - змея и дикий кабан, справа - змея и девять диких кабанов. На груди киноварно-золотой круг с фигуркой гуру Падмасамбхавы, что маркирует семейство представляемой формы проявления Ваджрапани. Вверху - гуру Падмасамбхава, вокруг - четыре локапалы, двенадцать тенма или богинь-охранительниц Тибета: Палден Хари Дордже Ямакьонг, Юий Дрильбу Дордже Зулема, Конгцун Дема Боикамкьонг, Менцун Ченмо Дордже Ямакьонг, Ценла Ларо Дордже Менчигма, Серчен Кхадинг Дордже Лангмоче, Дрогчен Кхордул Дордже Гег-кий-цо, Дагний Ченмо Дордже Кундрагма, Канг кий Юмчен Дордже Кунтудраг, Мари Рабджам Дордже Драгмо Гьял, Гангкар Шамей Дордже Юбхунма, Кхараг Кхьунгцун Дордже Пел-гьи-юм. Жертвенное подношение состоит из вещество обета. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов. Ваджрапани

Ваджрапани. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Ваджрапани в традиции иконографии ньингмы изображен в пратьялидха-асане, одноликим, двуруким. Цвет тела - темно-синий. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Слева от волос в золотом и киноварном сиянии - птица, сверху и справа - две Гаруды со змеями в клювах, у центрального Гаруды в руках - боевые дискообразные ножи (скр. чакра). Слева от солнечного диска, на котором стоит Ваджрапани, - змея и дикий кабан, справа - змея и девять диких кабанов. На груди киноварно-золотой круг с фигуркой гуру Падмасамбхавы, что маркирует семейство представляемой формы проявления Ваджрапани. Вверху - гуру Падмасамбхава, вокруг - четыре локапалы, двенадцать тенма или богинь-охранительниц Тибета: Палден Хари Дордже Ямакьонг, Юий Дрильбу Дордже Зулема, Конгцун Дема Боикамкьонг, Менцун Ченмо Дордже Ямакьонг, Ценла Ларо Дордже Менчигма, Серчен Кхадинг Дордже Лангмоче, Дрогчен Кхордул Дордже Гег-кий-цо, Дагний Ченмо Дордже Кундрагма, Канг кий Юмчен Дордже Кунтудраг, Мари Рабджам Дордже Драгмо Гьял, Гангкар Шамей Дордже Юбхунма, Кхараг Кхьунгцун Дордже Пел-гьи-юм. Жертвенное подношение состоит из вещество обета. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Ваджрапани (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 55. Ваджрапани (фрагмент танки)

См. описание к илл. 55.

Ваджрапани (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 55. Ваджрапани (фрагмент танки)

См. описание к илл. 55.

Ваджрапани (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 55. Ваджрапани (фрагмент танки)

См. описание к илл. 55.

Ваджрапани (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 55. Ваджрапани (фрагмент танки)

См. описание к илл. 55.

Ваджрапани (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 55. Ваджрапани (фрагмент танки)

См. описание к илл. 55.

Ваджрапани (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 55. Ваджрапани (фрагмент танки)

См. описание к илл. 55.

Ваджрапани (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 55. Ваджрапани (фрагмент танки)

См. описание к илл. 55.

Ваджрапани (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 55. Ваджрапани (фрагмент танки)

См. описание к илл. 55.

Ваджрапани (фрагмент танки)
 См. описание к илл. 55. Ваджрапани (фрагмент танки)

См. описание к илл. 55.

Гаруда
 Гаруда. Китай, XIX в. Бронза, литье, позолота, инкрустация, минеральные краски. 
 Гаруда - йидам - относится к семейству Ваджры (?) или Ратны. Покровитель буддийского учения. Йидам Гаруда представлен в позе равно согнутых конечностей (скр. самабханга), с одной головой, тремя глазами, в правой руке держит извивающуюся змею и кусает ее клювом. На голове волосы, стоящие дыбом, уши и рога быка, между рогами - тройная драгоценность, ноздри быка, клюв орла. За руками - крылья орла. Цвет тела - золотой. Украшен драгоценностями. Нижними конечностями попирает антропоморфную фигуру, лежащую на волнообразной поверхности, окруженной горами. Гаруда

Гаруда. Китай, XIX в. Бронза, литье, позолота, инкрустация, минеральные краски.

Гаруда - йидам - относится к семейству Ваджры (?) или Ратны. Покровитель буддийского учения. Йидам Гаруда представлен в позе равно согнутых конечностей (скр. самабханга), с одной головой, тремя глазами, в правой руке держит извивающуюся змею и кусает ее клювом. На голове волосы, стоящие дыбом, уши и рога быка, между рогами - тройная драгоценность, ноздри быка, клюв орла. За руками - крылья орла. Цвет тела - золотой. Украшен драгоценностями. Нижними конечностями попирает антропоморфную фигуру, лежащую на волнообразной поверхности, окруженной горами.

Ваджрайогини
 Ваджрайогини. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски. 
 Ваджрайогини - йидам и дакини. Относится к семейству Ваджры или Татхагаты. Другое имя - Бхаттарика Ваджрайогини Нади-дакини. Дакини Ваджрайогини изображена с правой выпрямленной ногой, одноликой, трехглазой, пьющей кровь из капалы, в левой руке с кхатвангой, в правой вытянутой руке - картарика. Цвет тела - красный. Стоит левой ногой на синем Бхайраве, правой ногой - на красной Каларатри. Вверху - Ваджрадхара красного цвета. Вокруг - махасиддха Луипа, Панджара Махакала, Читипати, чатурбхуджа Шри Махакала, лама Намкха Гьялцен (?). Жертвенное подношение состоит из капалы с кровью, драгоценных и благословленных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и острова, окруженного лазуритово-синими водами. Ваджрайогини

Ваджрайогини. Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Ваджрайогини - йидам и дакини. Относится к семейству Ваджры или Татхагаты. Другое имя - Бхаттарика Ваджрайогини Нади-дакини. Дакини Ваджрайогини изображена с правой выпрямленной ногой, одноликой, трехглазой, пьющей кровь из капалы, в левой руке с кхатвангой, в правой вытянутой руке - картарика. Цвет тела - красный. Стоит левой ногой на синем Бхайраве, правой ногой - на красной Каларатри. Вверху - Ваджрадхара красного цвета. Вокруг - махасиддха Луипа, Панджара Махакала, Читипати, чатурбхуджа Шри Махакала, лама Намкха Гьялцен (?). Жертвенное подношение состоит из капалы с кровью, драгоценных и благословленных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и острова, окруженного лазуритово-синими водами.

Ваджрайогини (фрагмент танки)
 Описание танки (илл. 66). Ваджрайогини (фрагмент танки)

Описание танки (илл. 66).

Ваджрайогини (фрагмент танки)
 Описание танки (илл. 66). Ваджрайогини (фрагмент танки)

Описание танки (илл. 66).

Ваджрайогини (фрагмент танки)
 Описание танки (илл. 66). Ваджрайогини (фрагмент танки)

Описание танки (илл. 66).

 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.