Синология.Ру

Тематический раздел


Кравцова М.Е.

Буддизм как социальный и культурный феномен китайского общества

Таблица 9

Ключевые идеологемы конфуцианской концепции верховной власти
и учения о вселенском правителе

Ключевые
идеологемы

Учение о вселенском
правителе

Конфуцианская концепция
верховной власти

Происхождение,
социальная при-
надлежность, се-
мейное положение

Глава воинского сословия, посвя-
щенный на царство, отец тысячи
сыновей

Глава общности благородных му-
жей (цзюнь-цзы), член клана
правителей, главаобширного
семейства

Принципы пре-
столонаследия

По праву первородства, добро-
вольная передача правящим монар-
хом державной власти преемнику
по достижении преклонного воз-
раста

По праву первородства, добро-
вольная передача правящим монар-
хом державной власти преемнику
по достижении преклонного воз-
раста или по причине несостоя-
тельности собственного правления

Форма легити-
мации права на
верховную власть

Обретение «Небесного мандата»

Обретение сокровища-чакры

Местоположение
в социокосмичес-
ком пространстве

В центре Ойкумены

В центре мира (чжун)

Сфера распрос-
транения власт-
ных полномочий

Все земли четырех сторон света,
омываемые океаном

Все земли в пределах четырех
морей

Степень воз-
действия на соци-
окосмический по-
рядок

Гарант социокосмического по-
рядка

Гарант социокосмического по-
рядка

Основное ка-
чество как прави-
теля

Носитель дхармического знания

Обладатель магической / благой
силы (дэ)

Необходимые
персональные ка-
чества

Мудрость, милосердие, познания
в Дхарме

Мудрость, гуманность (жэнь),
просвещенность (вэнь)

Способы реа-
лизации властных
полномочий

Путем проповеди Дхармы, со-
блюдения нравственных предписа-
ний и проведения процедурных
акций (дни уподшадха)

Путем распространения «муд-
рого» слова, соблюдения морально-
этического уложения и проведения
ритуально-этикетных акций (ритуа-
лов-ли)

Отношение к
военной силе и
армии

Глава четырех войск, управляет
без применения оружия и насилия

Главный исполнитель функции
военного лидера страны, управляет
без применения оружия и насилия

Ключевые
идеологемы

Учение о вселенском
правителе

Конфуцианская концепция
верховной власти

Высшее покро-
вительство, сак-
ральные функции

Небо, природные стихии, персо-
нифицированные «семью сокро-
вищами», установление коммуни-
кации с высшими силами

Небо, оказание мироустро-
ительного воздействия на космос,
установление коммуникации с выс-
шими силами

Конкретное бо-
жество-покрови-
тель

Нет

Нет

Отношение к
подданным

Покровитель всего народона-
селения страны

«Отец» всего народа

Способы уста-
новления своей
власти над пери-
ферийными наро-
дами

Путем проповеди и распростра-
нения Дхармы

Путем распространения благой
силы (дэ)

Главные по-
мощники

Наставник в дхармическом зна-
нии, министр, управляющий казной,
министр, управляющий войсками

«Мудрый советник», «левый со-
ветник» (верховный администра-
тор), «правый советник» (военный
администратор)

Мужские до-
стоинства

Носитель повышенной сексуаль-
ной потенции (отец тысячи
сыновей)

Воплощение мужской силы
природы (ян)

Отношение к
«женственному»

Обязательное наличие сокрови-
ща-жены

Обязательное наличие импера-
трицы как воплощения женской си-
лы природы

 

 [Вверх ↑]
[Оглавление]
 
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Вечер памяти профессора Тань Аошуан
Анализ русского перевода танской поэзии в герменевтическом аспекте Дж. Стайнера (на примере цзюэ-цзюй Бо Цзюй-и)
Поздравление Юрия Владимировича Чудодеева с 90-летним юбилеем
Особенности перевода на китайский язык некоторых терминов русской религиозной философии в XXI в.
Визуальное оперирование письменными знаками в китайской культуре: от традиции к кибер-культуре


© Copyright 2009-2022. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.