Синология.Ру

Тематический раздел


Кобзев А.И.

Философия китайского неоконфуцианства

Глава V. Учение о гуманности и должной справедливости, (истинном) пути и благодати

Уже в первоначальный, доциньский период развития китайской философии сложились две пары коррелятивных терминов: «дао–дэ» («Путь–благодать») и «жэнь1–и» («гуманность — должная справедливость»), которые, в свою очередь, образовали категориальный квартет, обозначающий то, что позднее Хань Юй назвал восходящим к древним правителям конфуцианским «учением (шо) о гуманности и должной справедливости, Пути и благодати» («Юань дао» [397, цз. 11, с. 60; 451, т. 3, с. 895; 124, с. 67]).

Категории «дао» и «дэ» соединились в пару уже в древнейшем идеологическом памятнике «Шу цзине» (гл. 3 [466, т. 1/3, с. 137]). В стандартном сочетании первое место занимает категория «дао», что позволяет усматривать в нем не только координационную, но и субординационную связь, соответственно переводя как «благодать Пути» или «движение Путем благодати». Однако реже встречается и сочетание с обратным порядком иероглифов — «дэ дао», которое с еще большей вероятностью может быть трактуемо как внутренне субординационное и соответственно переведено как «благостный Путь» или «благодатное достижение [истинного] Пути» (см., например, «Сюнь-цзы», гл. 21 [381, с. 259; 67, т. 2, с. 183]; Дун Чжуншу, «Чунь цю фань лу» — «Обильные росы на „Весны и осени“», цз. 10, гл. 35 [450, т.1, с. 23; 68, с. 119]).

Терминологическая пара «жэнь1–и», состоящая из элементов, сведенных координационной связью, была выдвинута на первый план в трактате «Мэн-цзы» (I А, 1; II Б, 2; III Б, 4, 9; IV А, 10/11; IV Б, 19; V А, 6; VI А, 1, 4, 6, 8, 16, 17; VI Б, 4; VII А, 21, 33 [196, с. 1–2, 64–65,105, 115, 129, 145, 170, 193–195, 197, 201, 208, 215, 235–236, 241]), а затем закрепилась в общефилософском лексиконе.

Хотя даосы акцентировали внимание на первой паре, а конфуцианцы — на второй, в итоге возобладало представление, что все это лишь разные проявления единой сущности — на небесном и на человеческом уровнях соответственно (см., например, «Дао дэ цзин», § 18,19,38 [67, т. 1, с. 120, 126]; «Шо гуа чжуань», § 2 [92, с. 62; 87, с. 397]; «Чжун юн», § 20 [67, т. 2, с. 126]).

В ориентированной на синтез (и прежде всего конфуцианства с даосизмом) ханьской философии данное представление только укрепилось, что, в частности, демонстрирует максима из памятника V в. «Хоу Хань шу» («Книга о Поздней [династии] Хань», цз. 86, биография Чжун Дая), являющаяся перевертыванием тезиса «Дао дэ цзина» (§ 38 [67, т. 1, с. 126]) о жэнь1 и и как результатах деградации дао и дэ: «Вслед за процветанием гуманности и должной справедливости наступает расцвет Пути и благодати» [400, с. 821 низ].

Но еще раньше все четыре термина соединились в единую формулу в начале первой главы «Ли цзи»: «Путь и благодать, гуманность и должная справедливость не формируются (чэн1) без благопристойности» [331, т.1/19, с. 32].

Обобщающую концепцию взаимоположений внутри этого категориального квартета сформулировал Хань Юй в первых же фразах программного эссе «Юань дао»: «Распространение любви (бо ай) называется гуманностью. Действие (син) в соответствии (и4) с этим называется должной справедливостью. Исходить из этого и стремиться к этому же называется Путем. Быть самодостаточным и не зависеть от внешнего называется благодатью. „Гуманность“ и „должная справедливость“ суть установленные имена (дин мин) . „Путь“ и „благодать“ суть пустые позиции (сюй вэй). Поэтому Путь бывает и у благородного мужа, и у ничтожного человека, а благодать бывает и счастливой, и несчастливой. В любом случае то, что я называю [истинным] Путем и благодатью, есть соединение гуманности с должной справедливостью» ([397, цз. 11, с. 60; 451, т. 3, с. 895]; ср. [124, с. 105]).

Квалифицируя «дао» и «дэ» как «пустые позиции», Хань Юй имел в виду их исходную аксиологическую нейтральность, позволяющую им сочетаться со взаимно противоположными определениями, что мы продемонстрируем достаточным количеством примеров. На этом строились противоположные конфуцианским даосские и буддийские трактовки «дао» и «дэ», а само их парное противопоставление «жэнь1» и «и» в контексте, восходящем к § 38 «Дао дэ цзина» [67, т. 1, с. 126], присутствует уже в «Хуайнань-цзы» (цз. 11 [403, с. 269]).

«Жэнь1» и «и», согласно Хань Юю, обладают аксиологически позитивной семантикой и потому как константы («установленные имена») могут быть использованы для интерпретации переменных («пустых позиций») — «дао» и «дэ», что ранее и осуществили создатели конфуцианства (см., например: «Лунь юй», V, 15/16, XIV, 28 [184, с. 337,407]; «Мэн-цзы», VI А, 17 [196, с. 208]).

Эта концепция стала базой для дальнейших трактовок указанных категорий и их взаимосвязей в неоконфуцианстве. С учетом данного обстоятельства рассмотрим более подробно и по отдельности элементы «учения о гуманности и должной справедливости, Пути и благодати».

 [Вверх ↑]
[Оглавление]
 
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.