Синология.Ру

Тематический раздел


Ян Вэй-чжэнь

楊维楨, имя-цзы Лянь-фу 廉夫, прозвища-хао Фу-я 鈇崖, Фу дао-жэнь 鈇道人, Те-я 鐡崖. 1296, Гуйцзи (совр. Шаосин, пров. Чжэцзян) –1370. Каллиграф, живописец, ученый. Выходцем из прославленного ученого рода, давшего китайской культуре в Х в. выдающегося каллиграфа Ян Нин-ши 楊凝式. Отец Ян Вэй-чжэня владел огромной библиотекой, располагавшейся в павильоне «Железный утес» (Тея), к которому юный каллиграф был привязан настолько, что позднее название павильона станет одним из его псевдонимов. В 1327 Ян Вэй-чжэню сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши, после чего на протяжении десятилетий занимал высокие посты в монгольской администрации. После отставки по возрасту Ян Вэй-чжэнь жил в своем имении, располагавшемся в окрестностях современного Шанхая. Поэзию, каллиграфию и живопись он совмещает с даосскими практиками. В головном уборе монаха, в одеянии из перьев этот ученый муж плавал по реке на лодке, наигрывая на флейте старинные мелодии.
 
Стиль Ян Вэй-чжэня в мелкоформатном уставе был весьма отличен от манеры Чжао Мэн-фу 趙孟頫. Линия преемственности Ян Вэй-чжэня восходит к мастеру VII в. Оуян Туну 欧阳通, стиль которого, в свою очередь, связан с памятниками Южных и Северных династий. Пластика черт Ян Вэй-чжэня строится на значительном изменении нажима и соответственно толщины линии в пределах одной черты, что сообщает знакам дополнительную внутреннюю динамику, местами переходящую вовне. Стремление окрашивать пластику статичных почерков приемами письма, взятыми из скорописных почерков, характерно в целом для творчества Ян Вэй-чжэня. Он создал оригинальную версию почерка синшу 行書, приближенную к письму куанцао 狂草. Кисть Ян Вэй-чжэня начинала свое движение с широких росчерков густой, влажной туши и действовала до полной ее отдачи, сокращая нажим до еле видимого прикосновения. Мастер специально писал старыми кистями, создававшими растрепанные и мягкие черты. Его иероглифы выглядели необычно и сравнивались китайскими знатоками с «летящим водным потоком».
 
Наиболее известны свитки Чжоу Шан-цин мучжимин 周上卿墓志铭 (почерк кайшу, музей пров. Ляонин); Чжэнь-цзин-ань му-юань шу 真镜罨幕缘疏 (почерк синшу, Шанхайский музей искусств).
 
Источники:
Сун Цзинь Юань шуфа (Каллиграфия периода династий Сун, Цзинь и Юань) / Под ред. Шэнь Пэна. Пекин, 1986.
 
Литература:
Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007;  Хуан Дунь. Юань Мин шуфа (Каллиграфия периода династий Юань, Мин). Цзянсу, 1999; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) /Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 896.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.