Синология.Ру

Тематический раздел


Этапы развития

часть статьи «Декоративно-прикладное искусство и ремесло».
 
Художественное ремесло, обслуживая очень широкую сферу жизнедеятельности людей, на протяжении веков играет важную роль в культуре Китая, отражая особенности традиционного бытового уклада и менталитета, эстетический вкус и оттачиваемое веками техническое мастерство. Уже на самом раннем этапе определились художественные отличия произведений, создаваемых в южных и северных районах, а также местные приоритеты в развитии определенных ремесел. Профессиональный опыт мастеров различных специальностей складывался путем открытия или заимствования извне и доведения до совершенства самых эффективных приемов технического и художественного обращения с материалом. Развиваясь на основе семейных традиций, подобный опыт накапливался веками и передавался из поколения в поколение. Созданные в определенное время в частных и императорских мастерских предметы бытовой и храмовой утвари, детали костюма и украшения, использовавшиеся в повседневной и ритуальной жизни, отражая социальный статус владельцев, внося чувство красоты и гармонии в бытование людей, наравне с произведениями изобразительного искусства, позволяют составить адекватное представление о духовной культуре китайского общества на всех этапах его развития.
 
В этом обществе интерес к самым разным областям культуры и искусства, признанный одной из добродетелей конфуцианского монарха, стал частью национальной традиции. Как правило, государи лично инспектировали придворные художественные мастерские, заботясь о том, чтобы выпускаемые произведения соответствовали высоким стандартам традиционных ремесел. Об этом свидетельствует обилие вещей с марками, содержащими девизы императорских правлений. В любую эпоху, требуя больших материальных вложений, реализация культурной программы правящей династии оказывалась достижимой только в рамках профессионального искусства, создаваемого в условиях дворцовых мастерских. Искусство лучших специально отобранных мастеров, широко практиковавшееся в период поздней империи использование профессиональных придворных художников в роли дизайнеров, творческий подход к созданию вещей, стимулируемый меценатством императоров, определили самое высокое качество выпускаемой продукции. Поскольку созданные на этой основе ремесленные изделия неотделимы от традиционной эстетики и художественной образности они по праву могут быть названы произведениями декоративно-прикладного искусства. Важными задачами малых видов искусства представляются оформление архитектурной и природной среды, а также украшение самого человека. Их решению посвящены развивавшиеся с древности традиционный костюм и ювелирное дело, а также садово-парковое искусство, существующее на границе прикладных искусств и архитектуры.
 
С самых ранних времен в Китае сложились и не прерывались традиции производства бытовых, культовых и декоративных вещей из камня, керамики, бронзы и драгоценных металлов, лака и шелка, хотя приоритеты каждой эпохи имели безусловное значение. Эпоха неолита отмечена высоким расцветом керамического искусства, представленного замечательными по качеству произведениями северных и южных гончарных центров, а также мастерством резьбы по камню. Достигшая совершенства в шанское и раннечжоуское время литая бронза в конце эпохи Чжоу (XI–III вв. до н.э.), сохранив ритуальное значение, была потеснена произведениями расписного лака, которые отличались принципиально иными технологическими и декоративными качествами.
 
Эпоха Тан (618–907) отмечена появлением фарфора, долгое время остававшегося предметом роскоши. Годы могущества государства Тан (618–907) с его «космополитической» придворной культурой, отразившей художественные влияния соседних народов Востока, характеризуются заметным прогрессом в стеклоделии и производстве шелка, а также золотых и серебряных вещей. Именно в танское время ювелирное дело в Китае в полной мере приобрело самостоятельное значение, оформившись в отдельный вид ремесла, расцвет которого, проявившийся в технике золотой филиграни, пришелся на следующую, сунскую, эпоху. Культивируемый в эпоху Южной Сун (1127–1279) учеными и интеллектуалами идеал утонченной красоты обрел эстетически совершенное выражение в изящной простоте форм резного нефрита и подражающей ему керамике.
 
Завоевание Китая монголами и последовавшее за этим их почти вековое правление в эпоху Юань (1279–1367) стимулировало расцвет производства оружия и шелковых тканей, пользовавшихся повышенным спросом, при этом многие технические приемы были заимствованы китайцами у мастеров Центральной Азии, работавших в это время в придворных мастерских. Яркие шелковые ткани с крупным золотым орнаментом, изображающим цветы и фигуры животных или птиц, в полной мере отразили художественный стиль монгольской эпохи.
 
Начиная с XIV в., вместе с ростом городов и расцветом различных центров традиционных ремесел, декоративные виды искусства особенно интенсивно обращаются к художественным обретениям, сделанным к этому времени его «высокими» видами. Например, в росписи фарфоровых изделий с эпохи Мин (1368–1644) постоянно присутствует обширный круг тем, почерпнутых из литературы и театра, используются сюжеты, образы и даже художественные приемы классической живописи, каллиграфии и скульптуры. Особого расцвета достигает резьба по лаку, цветному камню, бамбуку, дереву, кости и рогу носорога. В отличие от сунских нефритов поздние вещи, сочетающие технику круглой скульптуры, рельефа, ажурного декора и полихромной росписи, не только виртуозны в исполнении, но и, в соответствии с духом своего времени, предельно повествовательны. В годы господства маньчжурской династии Цин (1644–1911) особым вниманием императоров отмечены механические часы, причисленные к предметам ритуальной утвари, и художественные эмали на металле. Заимствованая в конце правления Кан-си (1662–1722) из Европы техника росписи эмалевыми красками по металлу, адаптированная для Китая в мастерских города Кантона (Гуанчжоу), имевшего статус международного порта, и в пекинских придворных ателье, была с успехом использована также для украшения фарфора и стекла. Являясь культурным нововведением маньчжурской династии, эта техника в сознании носителей традиции и поныне ассоциируется с представлением о «цинском стиле» в китайском декоративном искусстве.
 
Таким образом, именно уникальность исторической и культурной ситуации, определившая своеобразие художественного восприятия и отражения действительности в искусстве того или иного периода, обусловила особое значение керамики и бронзы в эпоху древности; фарфора, резного камня и лака, шелка и ювелирных изделий — в период зрелого и позднего средневековья; художественных эмалей, стекла и механических часов — на закате империи.
 
Литература:
Арапова Т.Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа. Л., 1977; она же. Китайские расписные эмали. Собрание Государственного Эрмитажа. М., 1988; Виноградова Н.А. Китайские сады. М., 2004; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004; Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на Шелковом пути. М., 1994; Неглинская М.А. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII — начало XX вв.). История семантика, эстетика. М., 1999; она же. Китайские перегородчатые эмали XV — первой трети XX века. Собрание Государственного музея Востока. М., 2006; Стужина Э.П. Китайское ремесло в XVI–XVIII веках. М., 1970; Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975; Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка (каталог выставки). СПб., 2006; Гугун дяокэ чжэньцуй (Собрание шедевров резьбы и гравировки из музея Гугун). Пекин, 2002; Цзиньшутай фалан ци (Предметы из металла и эмали). Сянган, 2002; Чжунхуа фуши ишу юаньлю (Происхождение и развитие искусства китайского национального костюма). Пекин, 1994; Brinker H., Lutz A. Chinese cloisonné. The Piere Uldry collection. N. Y., L., 1989; Deydier Ch. Chinese bronzes. N. Y., 1980; Harada Y. Chinese dress and personal ornaments in the Tang dynasty. Tokyo, 1970; Jörg C.Y.A. Chinese ceramics in the collection of the Rijksmuseum, Amsterdam. The Ming and Qing Dynasties. Amsterdam, 1997; Li Xueqin. The wonder of Chinese bronzes. Beijin, 1980; Michaelson C. Gilded dragons. L., 1999; Singer P. Early Chinese gold and silver. N. Y., 1971; Wiesner U. Chinese Porzellan. Die Ohlmersche Sammlung in Roemer-museum Hildesheim. Mainz amRhein, 1981; Wilson M. Chinese jades. L., 2004; Yang Enlin. Chinese porzellanmalerei im 17. und 18. Jahrhundert. Lpz., 1986.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 222-223.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.