Синология.Ру

Тематический раздел


Чжунли Цюань

鍾離權, Чжунли Цюань, один из Восьми беесмертных даосской мифологииЧжунли Цюань, один из Восьми беесмертных даосской мифологиипо др. версии, Хань Чжунли, т.е. Ханьский Чжунли, второе имя Юнь-фан (Облачный дом) — один из Восьми бессмертных (ба сянь) китайской даосской мифологии. Происходил будто бы из-под Сяньяна в пров. Шэньси. Предания о Чжунли сложились, видимо, к X в., хотя рассказывается, что он сам относил свое рождение к эпохе Хань (II–III вв.). Согласно первым упоминаниям («Сюань-хэ шу пу» — «Перечень каллиграфических надписей годов Сюань-хэ»), он — блестящий каллиграф эпохи Тан, у него высокий рост, курчавая борода (по др. источникам, спадавшая ниже пупа), густые волосы на висках, непокрытая голова с двумя пучками волос, татуированное тело, босые ноги. По поздним преданиям, Чжунли был послан ханьским императором во главе войска против тибет. племен. Когда его воины вот-вот должны были победить, пролетавший над полем брани бессмертный (по нек-рым вариантам Ли Те-гуай) решил наставить его на Путь-дао, подсказал неприятелю, как одержать победу над Чжунли. Войско Чжунли было разбито, а сам он бежал в пустынные земли. В отчаянии обратился за советом к повстречавшемуся монаху, и тот отвел его к Дун-ван-гуну — Владыке Востока, покровителю всех бессмертных (сянь [1]) мужского пола, к-рый посоветовал Чжунли отказаться от помыслов о карьере и отдать все силы постижению дао. Чжунли занялся алхимией (см. Сянь-сюэ) и научился превращать медь и олово в золото и серебро, все раздавал беднякам в голодные годы. Однажды перед ним раскололась каменная стена, и он увидел нефритовую шкатулку, где оказались наставления о том, как стать бессмертным. Он внял им и, сев на спустившегося к нему журавля (хэ [4]), улетел в страну бессмертных. Чжунли обычно изображается с веером, способным оживлять мертвых. Был канонизирован при монг. дин. Юань (XIII–XIV вв.), хотя почитался в качестве одного из патриархов нек-рых популярных даосских сект, а даосизм в эту эпоху подвергся офиц. гонениям. Днем рождения Чжунли Цюаня принято считать 15-е число 4-го лунного месяца.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Образ Чжунли Цюаня начал складываться в рамках собственно даос. религ. представлений. Впервые легенды о нем излагаются в «Шэнь сянь чжуань» («Жизнеописания святых-бессмертных»), составленном при дин. Вост. Цзинь (317–420) и приписываемом Гэ Хуну. В дальнейшем его жизнеописание включались в самые разные агиографич. сочинения, в т.ч. в «Ли дай шэнь сянь тун цзянь» («Всеобщее зерцало святых-бессмертных разных эпох») Сюй Дао (XV–XVI в.) и «Ле сянь цюань чжуань» («Полное собрание жизнеописаний бессмертных») Ван Ши-чжэня (1526–1590). В легендах он называется военачальником, жившим в конце эпохи Хань (III в.), или сыном такого военачальника, к-рый затем сам стал главнокомандующим армии царства Вэй (220–265) или дин. Зап. Цзинь (265–316).
 
В собственно даос. традиции Чжунли Цюань почитается и как основатель древнейшего направления т.н. внутр. алхимии (нэй дань — «внутр. киноварь») — чжунли-цзиньдань-дао («школа золота и киновари Чжунли»). В XI–XII вв. за ним утвердилось почетное звание Чжэнъ-ян цзу-ши («Наставник-родоначальник истинного ян»). Чжунли Цюань входит в число Пяти патриархов(у цзу), принадлежащих пантеону позднедаос. школы цюаньчжэнь-цзяо («учение/школа совершенной истины»). В даос. обрядовый календарь включен день его рождения (15-й день 4-го лунного месяца). В преданиях рассказывается, что его матери было явлено благое знамение с пророчеством о рождении «великого бессмертного». Он и родился крупным, как трехлетний ребенок, с круглой головой, лицом цвета киновари, толстыми ушами, длинными бровями и т.п. Его почитали не столько как бессмертного мага (сянь [1]), сколько как охраняющего от любых неприятностей на службе и покровительствующего попавшим в трудное положение.
 
Литература:
Ма Шу-тянь. Хуася чжу шэнь (Божества китайцев). Пекин, 1988, с. 167–170; Cheng Manchao. The Origin of Chinese Deities. Beijing, 1995, p. 181–208.
 
См. также лит-ру к ст.: Ба сянь; Люй Дун-бинь.
 
Автор: Зельницкий А.Д.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 727.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.