Синология.Ру

Тематический раздел


Чжаньгоцэ-пай

戰國策派, группа «Чжаньгоцэ». Идейно-философское течение, сплотившееся вокруг журн. «Чжаньгоцэ» («Планы сражающихся царств»; см. «Чжань го цэ»). С 4.1940 по 7.1941 в Куньмине вышло 17 номеров этого журнала, издавался он также в Шанхае. Осн. выразителями его идей были Чэнь Цюань и Линь Тун-цзи. По мнению последнего, война сопротивления Японии вернула Китай на 2000 лет назад, в эпоху «Сражающихся царств» (V–III вв. до н.э.). Хотя «борьба/война, сражения» (чжань) всегда присутствует в жизни наций, в особые эпохи она является главным критерием развития и существования гос-ва. В период «сражающихся царств» война становится тотальной (цюань ти), она ведется не для экономич. выгод, а на полное уничтожение противника. В связи с этим на первое место выходит гос-во (го). Оно приобретает высшие полномочия (цюань нэн), становясь организатором борьбы, ставя на первое место наращивание сил и организационного потенциала. В этом отношении социализм СССР, европ. фашизм и политика Рузвельта представлялись сторонникам «Чжаньгоцэ-пай» разными путями к одной цели — этатизму (гочаньчжуи). Борьба держав за создание мировой империи ставит в центр всего войну, рождая новые ценности героизма и эстетики ужасающей беспощадности.
 
Сторонники группы считали первый этап развития совр. кит. мысли, представителем к-рого был Ху Ши, «эмпирико-фактуальным» (1920–1940), а осн. его признаком — рост индивид. сознания. Второй этап — «диалектико-революционный» — наиболее ярко представлен Го Мо-жо и отмечен становлением классового сознания. Сами они отождествляли себя с представителями третьего, «культурно-синтетического», или «культургештальтного», этапа, «возвышающего нац. сознание». Кит. интеллигенции необходимо избавиться от «несвоевременных» идей, препятствующих борьбе нации за существование — традиц. проблематики «Великого единения» (да тун), новых идей приоритета индивид. или классовых интересов над интересами целого и т.п. В совр. лит-ре КНР «Чжаньгоцэ-пай» оценивается как «реакционно-фашистское» течение.
 
Источники:
Чжунго сяньдай цзычаньцзецзи чжэсюэ цзыляо сюаньцзи (Сборник материалов по современной китайской буржуазной философии). Т. 4. Чанчунь, 1983.
 
Литература:
Люй Сичэнь, Ван Юйминь. Чжунго сяньдай чжэсюэ ши (История современной китайской философии). 1919–1949. Чанчунь, 1984.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 570.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.