Синология.Ру

Тематический раздел


Цзян Тинфу – ученый и дипломат

 
 
Цзян Тинфу родился в уезде Шаоян провинции Хунань 7 декабря 1895 г. в семье мелкого торговца и землевладельца. С 5 лет Цзян вместе со своими братьями занимался у частного учителя, готовясь к поступлению в обычную школу, и через год был направлен в соседнюю школу для изучения конфуцианской классики. От него также требовалось умение читать разделы большого исторического труда, китайской хроники XI века «Всепроницающее зерцало, управлению помогающее» [1].
 
В 1905 г. Цзян Тинфу учился в средней школе в Чанша, в 1906–1911 гг. – в американской миссионерской школе в г. Сянтань, где изучал английский язык. В 1912 г. он выехал в Сан-Франциско, США, где сначала обучался за свой счет в колледже, однако его средств хватило только на один год.
 
В отчаянии он написал хунаньскому провинциальному правительству письмо с просьбой о помощи. Просьба его была удовлетворена, и он закончил Парк-колледж в 1914 г. Осенью этого же года Цзян поступил в Оберлен-колледж, который закончил в 1918 г. Затем он вернулся во Францию, где служил секретарем организации Христианского союза молодых людей (YMCA) в рабочем батальоне, прикрепленном к французской армии. В 1919 г. он поехал в США и поступил в Колумбийский университет. В отличие от большинства китайцев Цзян избегал китайских тем и написал диссертацию из области британской политической истории под названием «Труд и империя». В эти годы он возглавлял клуб китайских студентов и издавал ежемесячник «Китайский студент» – периодическое издание на английском языке, выходившее достаточно большим тиражом на всей территории США [2, с. 354, 355]. В 1923 г. он защитил диссертацию и получил ученую степень доктора философских наук Колумбийского университета.
 
В 1923 г. Цзян вернулся в Китай после отсутствия в течение более 10 лет для того, чтобы поступить в Нанькайский университет в Тяньцзине, где он впоследствии преподавал историю дипломатии на протяжении 6 лет. В этот период Цзян проявил большой интерес к истории и был поражен тем фактом, что в иностранных работах китайская сторона никогда не отражалась адекватно. В 20-х годах эта тема приобрела большое значение, потому что впервые появились документы из Императорского архива – хранилища документов Государственного Большого Совета Цинского правительства и Цзунли ямыня, специальной организации, которая была создана в 1861 г. под эгидой Большого Совета для управления иностранными делами. Началась публикация документов, касающихся отношений Китая с иностранными государствами в XIX в. Изучая эти материалы, Цзян начинал по-новому смотреть на характер отношений Китая с иностранными государствами в период последней империи, он видел те силы, которые препятствовали и замедляли сближение Китая с современным миром. После 6 лет жизни в Нанкае, Цзян в 1929 г. принял приглашение перейти в университет Цзинхуа в Пекине на должность декана исторического факультета, и, одновременно, преподавателя истории дипломатии.
 
Этот перевод предоставил ему больше возможностей для ведения научных исследований, так как Цзян получил доступ к материалам Императорского архива. Более того, университет Цзинхуа был лучше, чем Нанкай, т.к. он лучше финансировал изучение книг и исторических документов из частных коллекций. В течение следующих нескольких лет Цзян создал в Цзинхуа значительную коллекцию материалов по современной китайской истории. Цзяну также удалось создать один из лучших исторических факультетов в Китае, где работали ведущие ученые, в том числе Чэн Инко и Лэй Хайцзун. Впервые в истории китайского образования, Цзян сократил нагрузку на штатных преподавателей, чтобы профессора могли посвящать больше времени своим исследованиям. Цзян Тинфу как преподаватель заряжал студентов своим энтузиазмом, мог убедить их в важности и значимости своего предмета. Цзян также помогал некоторым иностранным студентам в Китае, в том числе Джону К. Фэйрбэнку (впоследствии – профессор истории Китая в Гарварде), который приехал в Пекин в 1932 г. для изучения китайского языка и начал работу над китайскими документами под руководством Цзяна.
 
После японского вторжения в Маньчжурию в сентябре 1931 г., Цзян и его группа, куда входили Ху Ши, К.К. Тин (Тин Вэнчжан), Вэн Вэньхао и Ти Супянь, начали издавать политический еженедельник «Независимый критик». Первый выпуск еженедельника вышел 22 мая 1932 г. и имел большой успех. Многие китайские студенты, патриотически настроенные интеллектуалы и коммунисты выступали за войну против Японии, но Цзян Тинфу призывал к терпению. Цзян верил, что дальневосточный кризис был прелюдией к глобальному конфликту, признаки которого уже были заметны. Поскольку Цзян не считал для Китая правильным и мудрым пытаться бороться с Японией в такое неблагоприятное время и без союзников, то он отстаивал принцип «выиграть время». «Наше унижение в руках Японии, – писал он в редакционной статье 13 марта 1933 г. – Такая стратегическая борьба, которая не имеет соответствующей базы в военной, экономической и дипломатической областях, была бы хуже, чем бесполезна, поскольку дает возможность врагу проглотить нас. Никогда не следует забывать, что китайско-японский вопрос является мировой проблемой первостепенного значения. Если японские милитаристы будут упорствовать в нападении на Китай, они рано или поздно выроют собственную могилу».
 
Статьи Цзян Тинфу привлекли большое внимание. Летом 1934 г. Чан Кайши через банкира и политика У Тинчана просил Цзяна приехать в Кулин (горный курорт) в Цзянси для консультации. Обсуждаемые ими проблемы включали национальное объединение и японскую агрессию. Цзян Тинфу выступал против объединения Китая военной силой и ведения полномасштабной войны с Японией. Позднее, в 1934 г. он снова встретился с Чан Кайши, но на этот раз в Нанчане, после чего Цзян собирался поехать в Европу для ознакомления и учебы. Однако Чан Кайши попросил его поехать в качестве своего личного представителя, чтобы оценить возможности получения поддержки Советского Союза в борьбе с Японией. Цзян согласился выполнить эту просьбу как частное лицо. В Москве он провел беседу с некоторыми официальными деятелями высокого ранга. Он объяснил представителям правительства Советского Союза, что национальное правительство Китая надеется получить поддержку Советского Союза против Японии, но заметил, что внутренняя политика национального правительства Китая будет оставаться в оппозиции к коммунистам.
 
Заместитель министра иностранных дел Советского Союза заверил Цзяна, что оппозиция правительства Китая к коммунистам не является препятствием для дружеских отношений, и в качестве примеров привел отношения России с Францией и Турцией. Он также объявил, что Советский Союз рассматривает Чан Кайши как единственного лидера Китая. Цзян пробыл в Москве 3 месяца, после чего уехал в Западную Европу. Он опубликовал свои впечатления о странах, которые он посещал, в «Независимом критике». После возвращения в Китай в 1935 г. он суммировал свои наблюдения в статье, опубликованной 30 сентября 1935 г. Цзян описал конфликт идеологий в Европе, а также высказал мнение о том, что западные демократы сильнее материально и духовно, чем фашизм или коммунизм [3].
 
В декабре 1935 г., когда Цзян вернулся в Китай, чан Кайши стал президентом Исполнительного юаня национального правительства в Нанкине. В это время он пригласил двух участников группы «Независимого критика», которые не были членами Гоминьдана, присоединиться к новому правительству. Вэн Вэньхао занял пост генерального секретаря Исполнительного юаня. Цзян оставил университет Цзинхуа в декабре 1935 г., чтобы поехать в Нанкин.
 
В октябре 1936 г. Цзян был назначен послом в Советский Союз. Ожидалось, что Советский Союз придет на помощь Китаю в случае войны с Японией. Однако Цзян Тинфу вскоре обнаружил, что коммунистические лидеры России не имели намерения быть непосредственно вовлеченными в то время в события на Дальневосточном театре военных действий.
 
В декабре 1936 г. Чан Кайши был арестован в Сиани генералом Чжан Сюэляном. В Москве «Правда» опубликовала статью, в которой утверждалось, что только Чан имел престиж и авторитет для руководства объединенным Китаем против Японии, а арест Чан Кайши спровоцирован прояпонскими политиками, возглавлявшимися Ван Цзинвэем. Советский посол в Китае Богомолов находился в то время в Москве для проведения консультаций. Он вызвал Цзян Тинфу и просил его передать статью из «Правды» Национальному правительству в Китае. Цзян выполнил поручение, но «потерял» часть статьи, касавшуюся Ван Цзинвэя, который тогда был одним из видных политических лидеров страны. Он опасался, что публикация в Китае может создать сложности для национального правительства в условиях кризиса. Чан Кайши был освобожден в Сиани 25 декабря 1936 г. Война с Японией становилась неизбежной. Влиятельные деятели в Нанкине питали большие надежды на участие Советского Союза в войне. Цзян Тинфу, на основе своих оценок ситуации в Москве, сделал все, что было возможно, чтобы рассеять подобные иллюзии, чем вызвал недовольство некоторых официальных деятелей нанкинского правительства. Договор о ненападении между Китаем и Советским Союзом был подписан 21 августа 1937 г., а в сентябре было заключено соглашение о сотрудничестве между Национальным правительством и коммунистами в Китае. На Цзяна была возложена ответственность по поиску помощи Китаю. Вскоре после этого генерал Ян Чэн был направлен из Нанкина в Москву для организации закупок современного советского оружия и оборудования. Ян сообщим, что участие русских было незначительным. Цзян был обвинен в дезинформации и в 1936 г. отозван из Москвы.
 
После возвращения Цзян нашел большие изменения в Китае: за прошедшие 2 года прибрежные города перешли к японцам, в правительство переехало в Ханькоу. Известный финансист Н.Н. Кун (впоследствии – председатель Исполнительного юаня) настоятельно потребовал от Цзяна вернуться на свой прежний пост директора политического департамента. Какое-то время Цзян колебался, однако после переезда в 1938 г. национального правительства в Чунцин, он вернулся на прежнее место работы в столице военного времени. В начале 1940 г. он заведовал перемещением служащих и госпиталей в более удаленный районы Китая, подальше от японских бомбежек. В том же году он был назначен ответственным за подготовку и координацию национального бюджета.
 
В начале 1942 г. Цзян Тинфу был вовлечен в приготовления для послевоенных преобразований и представлял Китай на совещаниях ООН в США (Атлантик-Сити, 1943), Канаде (Монреаль, 1944), Англии (Лондон, 1945). В 1945 г. он был назначен генеральным директором Китайского национального управления общественной помощи и восстановления. Он ушел в отставку с этого поста в 1946 г. из-за политических разногласий с Сун Цзывэнем (позже – президент Исполнительного юаня). Хотя Цзян Тинфу надеялся вернуться к академической жизни и посетил Калифорнийский университет, китайские друзья уговаривали его остаться в Китае. Единственный правительственный пост, который Цзян хотел бы занять в то время – пост губернатора его родной провинции Хунань. Однако эта должность не была вакантной. Цзян принял временное назначение в качестве представителя Китая на совещаниях экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока, которые проходили в Шанхае. Летом 1947 г. Цзяну была дана инструкция представлять Китай в Совете Безопасности ООН в связи с отсутствием постоянного представителя – Ку Тайчжи. В сентябре он был одним из делегатов на совещание Генеральной Ассамблеи. После назначения Ку Тайчжи послом в Бразилию Цзян стал постоянным представителем Китая в ООН.
 
После образования Народного правительства КНР в октябре 1949 г. позиция Цзян Тинфу в ООН значительно осложнилась. Его право представлять Китай в международной организации было подвергнуто сомнению 10 января 1950 г. на совещании Совета Безопасности, когда Яков Малик, советский представитель, потребовал немедленно удалить его из зала. Цзян Тинфу встретил вызов представителя Советского Союза с достоинством. Когда же Совет Безопасности отверг требования советского представителя, Малик покинул заседание. Его уход означал начало семимесячного бойкота Советским Союзом органов ООН.
 
Трюгве Ли, являвшийся в то время генеральным секретарем ООН, пытался вернуть советского представителя. Он также постарался ввести китайских коммунистов в ООН и распространял среди членов Совета Безопасности конфиденциальный меморандум, в котором излагались юридические аргументы в пользу лишения Цзян Тинфу права представлять Китайскую республику в ООН. Цзян выступал против такого решения, характеризуя меморандум как «плохую политику». В начале 1950 г. вопрос китайского представительства в ООН стал самой сложной проблемой на сессиях Генеральной Ассамблеи. Цзян Тинфу прилагал все усилия, чтобы сохранить свою позицию, доказывая, что Чан Кайши является единственным законным главой Китая, выбранным народом на основе конституции, но положительного результата Цзян не достиг.
 
В ноябре 1961 г. Цзян Тинфу был назначен китайским послом в США. Он занимал этот пост до апреля 1963 г. Затем он вернулся в Нью-Йорк, где был госпитализирован. Цзян умер 9 октября 1965 г. в возрасте 69 лет.
 
Цзян опубликовал работы, включающие 2 тома основных документов по дипломатической истории современного Китая (1930–1934 гг.). Один том (3-й) остался неизданным. В 1938 г. им был написан большой обзор положения Китая в современном мире. Цзян также является автором многочисленных статей по дипломатической истории Китая.
 
Литература
  1. Смолин Г.Я. Частные сочинения в историческом арсенале китайской хроники XI века «Всепроницающее зерцало, управлению помогающее» // XXVIII-я научная конференция «Общество и государство в Китае», Ч. 1 М., 1998.
  2. Biographical Dictionary of Republican China. V. 1. Columbia University press, 1967.
  3. Jiang Tingfu’s Report on the Foreign Policy of the Soviet Union and the Relations between China and the Soviet Union // Minguo dangchan, 1989, № 1.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 181-185.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.