Синология.Ру

Тематический раздел


Цань-шэнь

Божество/дух шелководства, Цань-нюй (Девица-шелкопряд), Ма-тоу-нян (Девушка с лошадиной головой), Ма-мин шэнму (Ржущая, как лошадь, святая матушка). В китайской мифологии богиня шелководства и охранительница тутовых деревьев. В «Шань хай цзине» («Канон гор и морей», IV–II вв. до н.э.) упоминается некая девица, стоящая на коленях подле дерева и выплевывающая шелковую нить. Комментаторы связывают это упоминание с преданием о девице, получившей прозвище Цань-нюй. Согласно варианту, приведенному в «Юань-хуа чуань ши и» (время создания – не позднее IX в.), один человек был увезен иноплеменниками, а конь его остался дома. Жена этого человека как-то поклялась, что отдаст свою дочь замуж за того, кто вернет ей мужа. Вдруг конь встрепенулся и умчался. Через несколько дней он доставил домой своего хозяина. С тех пор конь перестал пить и есть. Хозяин удивился, и жена рассказала ему о своей клятве. Тогда он убил стрелой коня, содрал с него шкуру и положил сушить на дворе. Когда его дочь проходила мимо, шкура вдруг подскочила, обернулась вокруг девушки и улетела. Потом она опустилась на ветки тутового дерева, и девушка превратилась в шелковичного червя, который ел листья и выплевывал шелковую нить. По более поздним представлениям, через нек-рое время родители увидали свою дочь, плывущую по небу на том же коне в сопровождении свиты. Она спустилась вниз и сообщила отцу и матери, что возведена в ранг небесной феи и оставлена жить на небесах. Культ Цань-шэнь, вероятно, зародился в районе пров. Сычуань, где сосредоточено наибольшее количество храмов в ее честь. Цань-шэнь изображалась одетой в конскую шкуру, нередко с конской головой, иногда — верхом на белом коне.
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; Ма Шу-тянь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Пекин, 1997, с. 318–324; Цзун ли, Лю Цюнь. Чжунго миньцзянь чжушэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 448–456.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

Источники:
Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, с.330-332; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, с. 180.
 
Литература:
Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. М., 2001, с. 407-409; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 317-318.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 678.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.