Синология.Ру

Тематический раздел


Хун Жэнь-гань

Хун И-цянь (Цянь-и), Хун Цзи-фу. 1822, уезд Хунсянь пров. Гуандун, — 1864, Нанкин. Один из ведущих руководителей и иделогов движения тайпинов, двоюродный брат его вождя Хун Сю-цюаня. Подобно последнему, пять раз безуспешно пытался сдать экзамен на низшую ученую степень сю цай. Был учителем в родном уезде Хунсянь. Вслед за Хун Сю-цюанем удалил из школы посвященную Конфуцию табличку, за что был бит палкой и изгнан из дома своим старшим братом. Также под влиянием Хун Сю-цюаня крестился и одним из первых примкнул к организованному в 1843 Обществу поклонения Богу (байшанди-хуй), к-рое проповедовало китаизированное христианство в противовес офиц. религ. формам конфуцианства, даосизма и буддизма. После начала Тайпинского восстания (1850–1864), скрываясь от властей, Хун Жэнь-гань в 1852 бежал в Гонконг, где нашел приют у шведского миссионера Т. Хамберга, к-рый затем написал книгу (T. Hamberg, 1855; см. Хун Сю-цюань), излагавшую полученные от него сведения о Хун Сю-цюане и начале Тайпинского восстания.

В апр. 1859 сумел пробраться в Нанкин, ставший столицей тайпинского Небесного государства великого равновесия (тай пин тянь го) под именем Небесной столицы (Тяньцзин), где получил титул Ганьского князя (Гань-ван) и назначение на пост гл. министра. Летом 1859 подал главе Небесного государства пространную записку с проектом преобразования Китая, к-рая была одобрена Хун Сю-цюанем и как программный документ тайпинов издана под названием «Цзы чжэн синь пянь» («Новое сочинение в помощь правлению»). В том же 1859 Хун Жэнь-гань произвел реформу календаря и экзаменац. системы в тайпинском государстве. В 1861 он опубликовал брошюру «Ин цзе гуй чжэнь» («Герои возвращаются к истине»), в к-рой преимущества тайпинской идеологии и практики обосновывались в форме бесед с чиновником — перебежчиком из лагеря правительств. сил. Объектом предлагавшихся Хун Жэнь-ганем реформ стал и лит. яз., к-рый планировалось приблизить к разговорному. Шагом в этом направлении явился подготовленный Хун Жэнь-ганем вместе с др. лидером тайпинов Мэн Ши-юном Указ о запрещении пустых и вычурных слов (1861). После самоубийства Хун Сю-цюаня 1 июня 1864 и падения Небесной столицы 19 июля 1864 Хун Жэнь-гань вместе с новым Небесным князем, старшим 16-летним сыном Хун Сю-цюаня отступил на юг, но в октябре был схвачен правительств. войсками и в нояб. 1864 казнен в Наньчане.

В целом мировоззрение Хун Жэнь-ганя носило связанный с христианской догматикой теологич. характер, исходивший из идеи всеведущего, всемогущего и вездесущего Бога. Однако конкретизация образа Бога как Верховного господина (шан ди) обнаруживала в нем черты традиц., прежде всего даос., натурализма. Этот «самоналичествующий» (цзы ю; см. Ю–у) Бог «естественно таков, каков есть» (цзы жань эр жань) и «содержит в себе тьму символов (сян [1])», подобно дао в «Дао дэ цзине» (§ 11). Соответственно подчиненный ему «путь Неба естествен» (тянь дао чжи цзы жань), и «делам (ши [3]) присуща постоянная изменчивость (бянь [2]), а принципам (ли [1]) присуща исчерпывающая проницаемость (тун [2])».

В своем осн. труде «Новое сочинение в помощь правлению» Хун Жэнь-гань утверждал, что для об-ва «гл. является создание [правильных] законов (фа [1]) и подбор [способных] людей. Использование бездарных людей наносит ущерб законам. Неправильные же законы приносят вред людям. Разве можно при этом быть неосторожным? Для того чтобы упомянутые два фактора (выработка законов и использование людей) могли содействовать, а не мешать друг другу, надлежит их уравновесить соответствующим образом в гос. законодательстве. Если попытаться выделить осн. средства достижения этого, их будет примерно три: 1) изменение старых обычаев при помощи новых; 2) изменение старых законов при помощи новых; 3) воспитание людей при помощи наказаний. Помимо всего этого, необходимо также, чтобы тот, в чьих руках находится осуществление перечисленных трех положений, лично заботился об их распространении путем личного примера, искренне стремился внедрить их в жизнь. Тогда низы окажутся столь же послушны тем, кто стоит наверху, как трава послушна ветру, и будут подражать им во всем. В противном же случае новые законы породят новые пороки, к-рые впоследствии будут умножены путем подражания и будут распространяться до тех пор, пока не приведут к открытой смуте».

Раскрывая свой тезис об «изменении старых законов при помощи новых» (и фа фа чжи), Хун Жэнь-гань исходил из убеждения, что «необходимо проведение в жизнь законов сочетать с просвещением и воспитанием», ибо «когда дело воспитания поставлено хорошо, законы ясны всем; когда законы ясны всем, [народу] известно милосердие правителя, и тогда люди вдохновляют друг друга, день ото дня расцветают таланты и добродетели, день ото дня оздоравливаются нравы и обычаи».

Будучи одним из наиболее просвещенных вождей тайпинов, Хун Жэнь-гань настаивал на том, что «для гос-ва первично законодательство» (гоцзя и фачжи вэй сянь), к-рое в свою очередь должно иметь теснейшую связь с «путем мира и сердцем человека» (ши дао жэнь синь; см. Синь [1]): «Любой закон является одновременно неопределенным и определенным, подвижным, как вода, и твердым, как железо. Он подобен человеч. сердцу (синь [1]), к-рому также свойственны и твердость, и гибкость, подобен делам и событиям, также имеющим свойство быть одновременно определенными и неопределенными. Это лежит в основе трудностей для законодателей, является причиной легкости возникновения пороков. Спрашивается, что следует знать, прежде чем приступить к выработке законов? Прежде всего следует усвоить, что дух закона воплощается в его общей основе. Эта общая основа должна быть твердой и неизменной. [Конкретное] же содержание закона заключается в его мелких статьях, каждая из к-рых [с течением времени] подлежит уточнениям и изменениям».

Из своих знаний о положении дел в Англии, Франции, России и др. странах Запада Хун Жэнь-гань заключил, что хорошее законодательство не только защищает гос-во от правонарушений, преступлений и смуты, но и способствует его усилению и общему процветанию. Призывая перенимать позитивный зап. опыт, кит. мыслитель придавал первостепенное значение социально-политич. функции системы массовых коммуникаций. В этой связи он выступал за развитие прессы, сети почтовых станций, сухопутного и водного транспорта, дорожного строительства и т.п. О той выдающейся роли, к-рую Хун Жэнь-гань отводил передаче информации в системе властных отношений, свидетельствует первый же пункт предлагавшихся им конкретных мероприятий: «Вся власть в отношении великого и малого, сверху донизу должна быть единой. И двор, и народ должны одинаково уважать ее, и она должна доходить до народа. Мнение народных низов должно доходить до людей, стоящих наверху, чтобы между верхами и низами установилось взаимное понимание и были устранены те, кто ставит этому преграды и занимается злоупотреблениями. Самым лучшим средством для достижения этого является орг-ция продажи газет и установление ящиков для тайной подачи прошений».

Более того, эту стихийную информационную службу тайпинский законотворец решил укрепить введением особого надзорного института: «Следует в каждой провинции назначить чиновника-корреспондента, к-рый будет исполнять свои обязанности, не пользуясь администр. властью. Такой чиновник должен быть человеком честным и справедливым. Он не будет подчинен местным властям, так же как не будет иметь никакой власти в отношении местных должностных лиц. Местные власти не будут иметь права ни взыскивать с него [за служебные упущения], ни награждать [за те или иные заслуги]. Обязанность чиновника-корреспондента будет заключаться в собирании сведений из газет как внутр., так и внеш., имеющих издательский штамп, и доведении всех интересных сообщений до высочайшего сведения. Когда это осуществится, все предатели будут пребывать в постоянном страхе, в то время как чистые помыслы людей станут известны всем. Тогда и мысли добродетельные, равно как и мысли преступные, не смогут укрыться от обществ. суда. Разве не приведет это к торжеству добродетели и всеобщего спокойствия в Поднебесной?»

Для достижения последней цели Хун Жэнь-гань предлагал провести ряд репрессивных мер: запретить употребление опиума, вина и табака; закрыть буд. и даос. монастыри, вернуть к мирской жизни монахов, а их книги сжечь; упразднить уличные зрелища, буд. посты и даос. церемонии; положить конец деятельности гадальщиков-геомантов; искоренить «вредные», т.е. нерегламентированные властью, учения.

Эффективность администр. контроля на низовом уровне в этом военно-крестьянском гос-ве Хун Жэнь-гань полагал обеспечить учреждением должности сельского старосты, выполняющего функцию судьи и распоряжающегося солдатами сельской стражи.

Наряду с другими гуманными предложениями, вроде запрета родителям топить своих детей и продавать их в рабство, он подверг ревизии кит. правовую традицию коллективной, в частности семейной, ответственности предписанием «строго различать отношение к преступнику и к его семье».

Признавая, что из-за своей ксенофобии Китай «уподобился тяжелобольному, у к-рого произошла закупорка кровеносных сосудов и в организме прекратилось кровообращение», Хун Жэнь-гань верил в спасительную силу христианства и считал, что для оздоровления страны «вначале нужно осуществлять воспитание людей при помощи десяти заповедей и лишь потом прибегать к помощи гос. законов». Однако традиц. этатизм ярко проявился в его стремлении доказать, что такая высшая мера наказания, как публичная смертная казнь через повешение, совместима с выполнением священной заповеди «не убий»: «Тянь-ван является наместником Небесного отца; он получил приказ на управление людьми на земле. Когда подданные нарушают закон, тот, кто стоит наверху, не может не наказывать их. Ясно, т.о., что тех, кто приговорен к смертной казни, лишают жизни не люди, а они сами связывают свои руки веревкой и требуют, чтобы Небесный отец наказал их».

Основное историч. значение творчества Хун Жэнь-ганя в том, что он одним из первых в Китае разработал относительно целостную программу перевода страны на принципиально иной, вестернизированный (капиталистический) путь развития.

Источники:
Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1898). М., 1961. С. 73–97.

Литература:
Белелюбский Ф.Б. Замысел преобразования Китая в программе Хун Жэньганя // Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. М., 1969. С. 5–14; Он же. Произведение вождя тайпинов Хун Жэньганя «Новое сочинение в помощь управлению». М., 1976; Он же. Табуированные иероглифы тайпинов: к датировке текста произведения Хун Жэньганя «Новое сочинение в помощь управлению» // Востоковедение и мировая культура. М., 1998. С. 178–184; Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов. М., 1967. С. 237–248 и далее; Кобзев А.И. Китай // История политических и правовых учений XIX в. М., 1993. С. 366–369; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 451–455; Новая история Китая. М., 1972. С. 181–183, указатель; Тайпинское восстание: Сб. документов. М., 1960; Hanberg Т. Chinese Chief Hung-Siu-Tsuen, and the Origin of Insurrection. L., 1855.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.500-503.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.