Синология.Ру

Тематический раздел


Хун-жэнь

мирская фамилия Чжоу, посмертное имя Да-мань чань-ши. 600/601, уезд Хуанмэй окр. Цичжоу (совр. Цичунь пров. Хубэй), — 26.11.674, там же. 5-й патриарх буддийской школы чань-цзун (см. также Чань-сюэ, Чань школа), наставник Хуй-нэна и Шэнь-сю, ставших во главе двух направлений классич. чань-буддизма — «южного» (нань цзун) и «северного» (бэй цзун).
 
С детства проявил незаурядные умств. способности и в 6 лет стал послушником у 4-го чаньского патриарха Дао-синя (580–651), а в 12 принял полный постриг в монастыре на горе Шуанфэн (Потоу) в Хуанмэе, где подвизалось около 500 насельников. В 651 перед смертью Дао-синь назначил его своим преемником. Поскольку к тому времени Хун-жэнь приобрел значит. популярность и число жаждущих наставлений, во множестве стекавшихся к нему, возросло до 700, на расположенной к востоку от Шуанфэн горе Пинмао была устроена новая обитель, назв. монастырем Восточной горы (Дуншань-сы). Впоследствии созданное Хун-жэнем течение чань-буддизма, к которому был отнесен и Дао-синь в отличие от трех первых патриархов, получило назв. «врата Учения/Дхармы с Восточной горы» (Дуншань фа мэнь).
 
Прежние патриархи чань вели бродячий образ жизни, назывались «монахами, [перемещающимися, как] облака и воды» (юнь-шуй-сэн), Дао-синь же, поселившийся в 618/621 на горе Шуанфэн (Потоу), провел там ок. 30 лет, своим трудом добывая средства к существованию. Подобно Дао-синю прожил на одном месте, самостоятельно обеспечивая свою жизнь, 20 с лишним лет и Хун-жэнь, утверждавший, что самосовершенствоваться следует вдали от мирской суеты именно в горах. Это стремление к физич. труду и крестьянскому образу жизни в горной глуши переняли в дальнейшем Ма-цзу Дао-и, Хуай-хай (Бай-чжан) и др. корифеи чань. Предания сообщают, что весь день Хун-жэнь трудился, а ночью предавался медитации, следуя «чаньскому методу-дхарме» (чань фа) мистического транса, воспринятому от Дао-синя, к-рый как будто вообще не спал в течение более чем 40 лет своего патриаршества. Признавая «внезапное прозрение» (дунь у), он предпочитал «постепенное» (цзянь у). Один из рекомендуемых им медитативных приемов состоял в созерцании линии небесного горизонта с параллельным представлением подобной ей линии, образующей иероглиф «один» (и [2]), при сосредоточении на к-ром концентрируется внимание. В этой психологич. практике нашли отражение его принцип «сохранения единства сердца-читта/хрид/хридая (синь [1])» и общетеоретич. установка китайской махаяны (да шэн), рассматривавшей природу сознания как единого с Буддой и воплощающегося в «единой колеснице» (экаяна, кит. и шэн) совершенного учения.
 
Слава о Хун-жэне дошла до имп. двора, и в 659/660 он получил приглашение на аудиенцию, от к-рой якобы наотрез отказался, но все равно был удостоен августейших почестей, что явилось свидетельством начавшейся интеграции иноземного по происхождению чань в кит. культуру.
 
Примерно в 673 (по др. данным в 661) он предложил своим ученикам написать стихотворение-гатху (цзе [7]), выражающее «великое понимание-манас» (да и), для определения достойного стать следующим патриархом. В соперничестве с более авторитетным и образованным Шэнь-сю победил неграмотный Хуй-нэн, к-рого Хун-жэнь тайно назначил своим преемником и во избежание склок отправил на юг в родные места. Предпочтение прямого прозрения совершенной природы собств. сознания (сердца), не нуждающегося в к.-л. культурном или религ. опосредовании, было связано у Хун-жэня как с постепенной переориентацией от «Ланкаватара-сутры» («Жу Лэнцзя цзин») в качестве базового доктринального текста к «Алмазной сутре» («Цзинь ган божэ боломи цзин»), так и с верой в то, что «для будд [всех] трех времен (сань ши) [прошлого, настоящего и будущего] собственное сердце является учителем», «все будды сообщаются только от сердца к сердцу» и «сердце является корнем [всех] двенадцати разделов (ши эр бу цзин)» Трипитаки (Сань цзан – «Три корзины/сокровищницы», см. «Да цзан цзин» - «Великая сокровищница канонов»). Поэтому для того, чтобы стать буддой, достаточно постичь изначальную буддовость (фо син) собств. природы и «сохранять истинное сердце» (шоу чжэнь синь).
 
После смерти, произошедшей в предсказанный им самим срок и сопровождавшейся чудесными явлениями, в частности нетленностью тела, Хун-жэнь был похоронен на Восточной горе. В годы Кай-юань (713–741) ученый Люй Цю-цзюнь возвел в его честь стелу, а при правлении Дай-цзуна (762–779) он удостоился почетного посмертного имени Да-мань чань-ши, имеющего прямой смысл «Чаньский наставник Великая полнота» и при этом включающего в себя имя мифич. царя птиц-гаруд Махапурны (Да-мань), на к-ром, согласно индуистским верованиям, летает Вишну. У Хун-жэня было множество учеников, 25 из них описаны в историч. источниках.
 
Ближайшее по времени свидетельство о Хун-жэне оставил его ученик и преемник Хуй-нэн во всемирно знаменитом произведении «Лю цзу тань цзин» («Сутра помоста шестого патриарха», нем. пер.: E. Rousselle, 1930–1936; англ. пер.: Lu K’uan-yu, 1962; Chan Wing-tsit, 1963; Ph. Yampolsky, 1969; рус. пер.: Е.В. Завадская, 1975; Н.В. Абаев, 1989; А.А. Маслов, 2000). Более развернутые данные приведены Цзин-цзюэ (683–750/760), учеником его учеников Шэнь-сю и Сюань-цзэ, в соч. о первых чаньских наставниках «Лэнцзя ши цзы цзи» («Записи об учителях и преемниках [школы] „Ланка[-аватара-сутры]“», 713–716). Рукопись соч. Цзин-цзюэ, основанного на трактате Сюань-цзэ «Лэнцзя жэнь фа чжи» («Трактат о [передаче] Дхармы приверженцами «Ланка[-аватара-сутры]»), была найдена в нач. ХХ в. в Дуньхуане, а затем в 1926 заново открыта Ху Ши в Лондоне и Париже и опубликована в Токио в составе «Великой сокровищницы канонов, заново составленной в [годы] Тайсё» («Тайсё синсю Дайдокё», 1924–1929/1966-1977). Высказывания Хун-жэня собрал также чаньский монах Янь-шоу (904–975) в «Цзун цзин лу» («Записки об основополагающем зерцале»).
 
Биографич. сведения о Хун-жэне содержатся в буд. историографич. сочинениях: Цань-нина (919–1001) «Сун гао сэн чжуань» («Предания о возвышенных монахах, [составленные в эпоху] Сун», 988, цз. 8) и Дао-юаня «Цзин-дэ чуань дэн лу» («Записи о передаче светильника [годов] Цзин-дэ [1004–1007]», 1004, цз. 3).
 
Творческое наследие Хун-жэня сводится к единств. трактату в жанре вэнь да («вопросы–ответы») объемом в 1 цз., представляющему собой запись его ответов на теоретич. вопросы, составленную кем-то из последователей самого Хун-жэня или его ученика Фа-жу (638–689). Под назв. «Преподобного-упадхьяя (хэ-шан) [Хун]-жэня из Цичжоу суждения-шастра о главном в воспитании сердца-читта/хрид/хридая, основополагающие-сиддханта (цзун [1]) для прозрения освобождения-мокша/мукти (цзе то), приводящего всякого к достижению-гати (цюй [2]) святомудрия-арья (шэн [1])», или сокращенно «Сю синь яо лунь» («Суждения-шастра о главном в правильном воспитании сердца»/«Трактат об основах совершенствования сознания»), в рукописном виде он был обнаружен в нач. ХХ в. в Дуньхуане и описан П. Пеллио (P. Pelliot, 1878–1945) и А. Стейном (M.A. Stein, 1862–1943). Его альтернативные назв. — «И шэн сянь цзы синь лунь» («Суждения-шастра о выявлении собственного сердца в единой колеснице») и «Цзуй шан шэн лунь» («Суждения-шастра наивысшей колесницы»). Под последним назв. он был опубликован сначала в Корее (1570), а затем в Японии (1716), где вошел в состав япон. Трипитаки («Дайдзокё» -«Великая сокровищница канонов»).
 
Трактат переведен на англ. (W.A. Pachow, 1963; J.R. McRoe, 1987) и рус. (Е.А. Торчинов, 1994) языки.
 
Источники:
ТСД. Токио, 1968. Т. 48, с. 377а–379б; Чжунхуа Да цзан цзин (Китайская Великая сокровищница канонов). Т. 1–106. Пекин, 1984–1996; Книга поучений шестого патриарха [Хой-нэна] (Лю-цзу тань-цзин) // Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975, с. 304–335; Лю-цзу тань-цзин (Сутра Помоста Шестого патриарха) // Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосиб., 1989, с. 175–227; Хун-жэнь, Пятый чаньский Патриарх. Трактат об основах совершенствования сознания (Сю синь яо лунь) / Пер. Е.А. Торчинова. СПб., 1994; Письмена на воде / Пер. с кит., исслед. и коммент. А.А. Маслова. М., 2000, указ.; Pachow W.A. Buddhist Discourse on Meditation from Tun-huang // University of Ceylon Review, 1963, vol. 21, № 1, p. 47–62; idem. Chinese Buddhism: Aspects of Interaction and Interpretation. Boston., 1980, p. 35–54; McRoe J.R. The Northern School and the Formation of Early Ch’an Buddhism // Studies in East Asian Buddhism. Hawaii, 1987, vol. 3, p. 121–132, 313–321.
 
Литература:
Дюмулен Г. История Дзэн буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994, с. 110–124; Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1. СПб., 2002, указ.; Ху Ши. Развитие дзэн-буддизма в Китае// Антология дзэн. СПб., 2004, с. 35-36; Чжунго фо-цзяо. Т. 2. Шанхай, 1989, с. 131–133; Chappel D. The Teachings of the Fourth Ch’an Patriarch Tao-hsin (580–651). Early Ch’an in China and Tibet. Berkeley, 1983.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 668-670.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.