Синология.Ру

Тематический раздел


Хроники периода Чуньцю

 
771 – 453 гг. до н.э.
 
0. Перевод на русский язык первых пяти глав Чунь цю Цзо чжуань («Комментарии Цзо к “Веснам и осеням”») позволил вернуться к теме анализа текста этого памятника как источника по различным аспектам истории Древнего Китая[1]. Одним из важнейших является изучение особенностей фиксации исторической памяти, прежде всего ведения «хроник». Попытаемся установить, кем они создавались.
 
0.1. Судя по надписям на бронзовых сосудах, еще в период Западное Чжоу (1027–771 гг. до н.э.) существовал ряд должностей, в название которых входило слово ши 史. В работах китайских специалистов и применительно к периоду Чуньцю все они относятся к числе «историографов» (совр. кит. шигуань 史官)[2]. Так ли это?
 
0.2. Таких должностей сравнительно много. В период Чуньцю это: чжуши 祝史, нэйши 内史, даши 大史, цзоши 左史, наньши 南史, вайши 外史, шиши 筮史 и ши 史 (всего в Цзо чжуань 68 упоминаний). Уточним круг их обязанностей и выявим тех из них, кто был связан с традицией создания хроник.
 
1. Чжуши 祝史 являлись старшими жрецами (14 упоминаний; 20,6 %). Их основная задача заключалась в принесении жертв и в выполнении религиозных церемоний. Им также поручалось написание текста клятв (цзай шу 載書), которые произносились правителями царств во время заключения союзов (ц-во Лу, 469 г.). Вместе с ними упоминается еще несколько категорий жречества: по статусу после чжуши следовали цзун 宗 (или цзунжэнь 宗人), в царстве Лу зафиксирована жреческая должность чжуцзун 祝宗 (2 упоминания;  а также известны слепые жрецы гу 瞽 — исполнители ритуальной музыки, од и гимнов.[3]
 
2. Нэйши  内史 «секретари дворцовой канцелярии» (упомянуты 9 раз — 13,2%; 8  в чжоуском домене вана, 1 в царстве Цзинь). Они подчинялись «начальнику канцелярии» правителя (иньши 尹氏) и относились к числу высших должностных лиц царства. В их обязанности входило составление текстов повелений, связанных с инвеститурой, назначениями и т.п., они выполняли посольские функции.
 
Итак, нэйши служили при дворе правителей царств, чжуши — при поминальном храме их предков. В круг их обязанностей составление хроник не входило, первые являлись представителями верхушки бюрократии, вторые — духовенства.
 
3. Вайши 外史 (упомянут 1 раз — 1,5%). В Лу это лицо, ответственное за хранение текстов клятв, которые приносили государю этого царства подвластные ему правители отдельных владений.
 
4. Поскольку в Цзо чжуань упомянуты и просто ши 史, то потребовалось выяснить, в каких случаях под этим словом подразумевалась отдельная должность, а в каких нечто иное. Анализ показал, что ши могло использоваться в различных значениях:
 
4.1. Как название категории жрецов, основная обязанность которых заключалась в толковании результатов гаданий, а также чтении молитв и участие в жертвоприношениях (14 упоминаний — 20,6 %), поэтому будем называть их жрецами «интерпретаторами гаданий» (в памятнике один раз упоминается должность шиши 筮史, возможно, ши сокращение именно этой должности). По своему статусу они занимали четвертую позицию после жрецов чжуши, цзунжэнь, а также бу 卜 — гадателей, осуществлявших процедуру гадания.  
 
4.2. В качестве обобщения нескольких должностей, в название которых входило слово ши (2 упоминания — 3,0%). Оно, в Цзо чжуань, а также Го юй использовалось расширительно применительно к тем, в чьи обязанности входило составление письменных текстов (шу 書) разных жанров: речей (юй 語), повелений (мин 命) и указов (лин 令), текстов клятв (цзай шу 載書) и т.п. Поэтому хотя косвенно ши и были причастны к летописанию (позднее многие эти тексты могли войти в летописи), но это не значит, что всех их можно считать «историографами»  — не являлись теми, кто вел записи в хронике.  
 
4.3. В узком смысле: в качестве сокращения должности даши 大史. Анализ Цзо чжуань показал, что ведение хроник являлось задачей только даши (в ряде других источников — тайши 太史).
 
В Цзо чжуань содержится 13 упоминаний даши различных царств и 11 упоминаний ши, которые с большой степенью вероятности можно отождествить с даши (35,3%; царство Цзинь — 14 упоминаний, Лу — 4, Чжэн — 2, Ци — 2, чжоуский домен — 1, царство Вэй — 1). Их имена и фамилии упомянуты в 17 случаях. Самые известные из них даши царства Цзинь: ши Чжао 史趙 из царства Цзинь указан пять раз (543, 535, 534, 531, 486 гг. до н.э.), ши Цай Мо 史蔡墨 из царства Цзинь — четыре раза (513, 511, 510, 486 гг. до н.э.). Занятия даши передавались по наследству. Например, в роде Дун 董царства Цзинь: его основоположником был живший на рубеже периодов Шан (ок. 1300–1027 гг. до н.э.) и Западное Чжоу даши по имени Синью 辛有; в период Чуньцю один даши из этого рода упомянут в сообщении Цзо чжуань за 607 г. до н.э. (Дун Ху 董狐), а еще один — за 527 г. до н.э.
 
5. Цзоши 左史 (букв. левый ши) в Цзо чжуань встречается трижды (4,4%): в сообщении за 559 г. до н.э. в царстве Цзинь, в сообщениях за 530 и 478 гг. до н.э. в царстве Чу (возможно, это чуский аналог даши)[4]. принадлежность его к «историографам» сомнительно, тем более, что царстве Цзинь были и свои даши.
 
6. Наньши 南史 (букв. южный ши), одно упоминание (1,5%) — в царстве Цзинь это ассистент даши (сообщение за 548 г. до н.э.).
 
7. Кроме того, в Цзо чжуань упомянуто 7 человек с фамилиями Ши 史 — это представители знатных родов Чжоуского домена, царств Цинь, Вэй, Чу. Многие из них занимали высшие должности при дворе или в армии, а к историописанию причастны не были.
 
Опубл.: Ульянов М.Ю. Кем создавались хроники в период Чуньцю (771-453 гг. до н.э.)? // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов научной конференции (Москва, 16 апреля 2012 г.). М., 2012, с. 14-17.


  1. Чунь цю Цзо чжуань. Комментарий Цзо к «Чунь цю». Исследование, перевод с китайского гл. 1-5, комментарии и указатели М.Ю. Ульянова. М., 2011.
  2. Перевод надписей на западночжоуских бронзовых сосудах, упомянуты различные должности, включающие в своем названии слово ши. Цитаты из источников периода Чуньцю, в которых встречаются эти понятия, приведены в работе Сюй Чжаочан. Чжоудай шигуань вэньхуа: Цянь чжоусинь ци хэсинь вэньхуа синтай яньцзю (Культура историографов Чжоуской эпохи: исследование морфологии сердцевины культуры в предъосевое время). Чанчунь, 2001.С. 49-57; Сюй Чжаочан. Сянь Цинь шигуань дэ чжиду юй вэньхуа (Структура историографов доциньского времени и культура). Харбин, 2006.
    Общее описание истории института «историографов» См. Доронин Б.Г. Институт «историографов» (шигуаней) и его место в цивилизационных процессах в древнем Китае (к характеристике явления) // XIII−XIV Всероссийские конференции «Философии Восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 21−22 мая 2007 г., 22−23 мая 2008 г.). Ч. 1. М., 2008. С. 98-102.
  3. Соответственно они также сохраняли сведения о прошлом в своей памяти и передавали ее в устной форме. См. Васильев К.В. Ранняя история. С. 88, 91; Го юй (Речи царств). C. 57; Чуньцю Цзочжуань чжу. C. 1017.
  4. Упомянутая в Ли цзи («Записи о ритулах») и Чжоу ли («Чжоуские ритуалы») должность юши  右史, в Цзо чжуань не упоминается.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.