Синология.Ру

Тематический раздел


Фэн-шуй

от фэн («ветры»), и шуй («потоки»). Китайская геомантия, по выражению Иоганна де Грота «квазинаучная система, призванная научить, где и как сооружать погребения, храмы и жилища на благо мертвым, живым и божествам, которые, обитая внутри них, могли бы ощущать исключительно или по мере возможности благоприятные воздействия природы». По традиционным китайским представлениям каждая местность имеет свои топографич. особенности, к-рые определяют как местные влияния различных энергий-ци на ее обитателей, так и космической энергии в целом. Наибольшее значение при этом придавалось форме гор и направлению течения рек как формообразующим факторам влияния ветров и вод; не менее важными считались и высота и форма строений, а также направление дорог и мостов; все это должно было быть строго увязано с местоположением небесных тел относительно конкретной местности. При этом предполагается, что даже местность, обладающая заведомо проигрышными с точки зрения фэн-шуй свойствами, все же не совсем безнадежна: ситуацию до некоторой степени можно выправить, например, посредством рукотворных каналов или с помощью иных средств, благотворно влияющих на ландшафт.
 
В общем и целом система фэн-шуй опирается на принципы, в той или иной мере свойственные всей традиционной китайской науке: единство всего сущего, т.к. человеческое общ-во суть одна из органич. частей Природы и между ними существует тесное и взаимное переплетение разнородных связей, исключающее доминирование Природы над человеком и наоборот; гармония, т.е. гармонич. сосуществование Природы и человека как частей целого, что суть единственный путь к успеху и процветанию; симметрия и сбалансированность, поскольку как части света (а равно темное и светлое начала) находятся в состоянии симметрии и баланса, так и при практике фэн-шуй необходимо строго соблюдать баланс и симметрию; обилие и многообразие, что напрямую зависит от естеств. свойств конкретной местности, со всем присущим только ей своеобразием и неповторимостью. Работая же с конкретной местностью, мастер фэн-шуй (фэн-шуй сяньшэн, фэн-шуй ши), согласно классич. соч., должен в первую очередь обращать внимание на такие ее особенности, как рельеф, месторасположение (и здесь особенно выделяется так называемая «драгоценная земля», где «горы образуют кольцо, а воды омывают», то есть вода и суша естеств. образом образуют благоприятное сочетание), наличие воды (при этом считается, что реки не должны течь слишком бурно, направление их течения не должно быть слишком прямым: такие обстоятельства неблагоприятны), направленность (т.е. ориентация рельефа по сторонам света), почва (песчаная и каменистая — неблагоприятная).
 
Представления о фэн-шуй восходят к глубокой древности и изначально были связаны в первую очередь с погребальными обрядами. Обычай почитания предков, становившихся своеобразными патронами-божествами потомков, породил традицию помещать умерших в загробное жилище, отвечающее требованиям макс. покоя и комфорта — выбор наилучшего захоронения для умерших был тесно связан с рельефом местности, а также с небесным сводом, расположением планет, звезд и в соответствии с ориентацией по сторонам света, т.е. в идеале погребение должно было производиться в условиях наибольшего благоприятствования природы в целом.
 
В известных нам письменных памятниках собственно термин фэн-шуй впервые употреблен в соч. «Цзан шу» («Книга погребений»), приписываемом Го Пу (276–324); однако сама эта система сложилась, по-видимому, значительно раньше, поскольку упоминания о гадателях каньюйцзя (гадатели по небесному своду и земной колеснице, др. назв. фэн-шуй) содержатся еще в «Ши цзи» («Исторические записки»). Реальное же становление системы фэн-шуй следует относить к времени Троецарствия (220–280). К V в. относится соч. Ван Вэя (420–479) «Хуан-ди чжай цзин» («Канон Желтого императора о жилище»), дошедшее до наших дней и считающееся древнейшим памятником такого рода, а соч. о фэн-шуй более позднего времени исчисляются десятками.
 
Золотым веком фэн-шуй в кит. древности принято считать годы жизни первоклассного предсказателя и мастера фэн-шуй  Го Пу, когда тот стал не только одним из высших авторитетов в этой области, но и сделался для последующих поколений своеобразным патриархом. Последующий расцвет фэн-шуй может характеризовать, например, то обстоятельство, что в VII в. по имп. приказу была создана комиссия, куда вошли более ста ученых, призванная тщательно ознакомиться с имеющейся лит-рой по фэн-шуй и отобрать наилучшие образцы, т.е. на самом высшем гос. уровне была предпринята попытка ограничить широкое распространение искажений первонач. системы фэн-шуй и отсечь от нее многочисленные суеверия, лжетеории и спекуляции.
 
В танское время возникла и оформилась и одна из самых известных школ фэн-шуй — т. наз. «школа форм» (ганьчжоуская), наиболее выдающимся представителем которой во 2-й пол. IX в. стал Ян Юнь-сун, прославившийся, в частности, тем, что умел отыскивать для захоронений такие места, к-рые наделяли потомков богатством и удачей. Особое значение «школа форм» придавала влиянию элементов и планет, обозначенных очертаниями гор и холмов, а также течению рек. В противоположность ей более поздняя, т. наз. «миньская» (фуцзяньская) школа, оформившаяся к XIII в. под существ. влиянием неоконфуцианства, более значимыми считала фигуры-гуа [2], земные ветви-чжи [19], небесные стволы-гань [4] (см. Гань - чжи), астрологию и в меньшей степени уделяла внимание собственно конфигурации Земли. Именно для этой школы характерно практическое использование компаса. В тех или иных формах обе школы существуют и в наши дни.
 
У совр. исследователей не вызывает сомнений то обстоятельство, что китайский магнитный компас первоначально предназначался именно для практики фэншуй; по выражению Дж. Нидема «история геомантии в значительной степени является и историей магнитного компаса». В древности использовалась гадательная доска ши [18], представлявшая собой две соединенные между собой доски — верхнюю, в форме диска, соответствующую Небу, и нижнюю, квадратную, символизирующую Землю; на доски были нанесены символы сторон света, комбинации земных ветвей-чжи [19] и небесных стволов-гань [4]. Ее модификация — лопань (лоцзин), один из гл. инструментов мастера фэн-шуй, будучи в среднем размером с чайное блюдце, собрала воедино все осн. параметры, участвующие в геомантич. расчетах для извлечения макс. пользы из природных конфигураций — все символы и сведения удобно расположены по кругу вокруг центра доски, где помещена небольшая магнитная стрелка. Именно усовершенствование магнитного компаса при дин. Тан и привело впоследствии к разделению геомантов на две указ. выше школы.
 
Литература:
Классический фэншуй: введение в китайскую геомантию. СПб., 2003; Хэ Сяо-синь. фэн-шуй таньюань (Исследование истоков фэн-шуй). Нанкин, 1990; Groot J.J.M., de. The Religious System of China. Leide, 1892–1906.
 
Ст. опубл.: Духовнаякультура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 740-742.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.