Синология.Ру

Тематический раздел


Фа-сянь

法顯, Памятник Фа-сянюПамятник Фа-сянюГун. Ок. 337, Уян обл. Пинъян (совр. Сянъюань пров. Шаньси), — ок. 422. Буддийский монах-паломник из го-ва Вост. Цзинь (317–420), переводчик. Осн. соч. — «Фо го цзи» («Записки о буддийских странах»), или «Гао сэн Фа-сянь чжуань» («Жизнеописание достойного монаха Фа-сяня»). В нем содержится подробное описание его путешествия в Индию, а также приводятся ценные сведения по истоии культуры и международным отношениям в Центр., Южной и Юго-Вост. Азии. Отданный родителями в монастырь в совсем юном возрасте (ок. 3 лет), Фа-сянь уже в ранние годы проявил высокую одаренность в освоении доктринальных текстов буддийской литературы. Желание изучать санскрит под руководством инд. учителей и стремление совершить паломничество на родину Будды привели его к намерению отправиться в Индию для посещения святых мест, собирания книг и обучения в инд. монастырях.
 
Путь Фа-сяняПуть Фа-сяняМаршрут путешествия Фа-сяня проходил через Дуньхуан и по дорогам Кашгарии до Хотана. В отличие от Сюань-цзана, двигавшегося в обход горных массивов, он направился в Индию по короткому пути через Каракорум. Этот переход завершился переправой через Инд. Он посетил «буд. страну» Нагару с ее святынями — вихарой, где хранилась ушниша Будды, и «пещерой тени Будды», затем перешел южную ветвь Гиндукуша через Хайберский проход, пересек Ганг и обошел места, связанные с жизнью Будды: Кошалу, где Будда жил в монастыре Джетавана; Капилавасту, где находится ступа, возведенная на месте дворца Шуддходаны, в к-ром вырос царевич — будущий Будда Шакьямуни; Рамаграму, где дракон охраняет ступу с мощами Будды, Кушинагару — место паринирваны; Магадху с дворцом индийского царя Ашоки — покровителе буддизма, особо почитаемом паломниками, в Паталипутре. Посетив Гайю — место просветления Будды, и Варанаси — место первой проповеди, возвратился в Паталипутру, где «прожил три года, изучая санскр. тексты и санскр. язык». Здесь он приобрел необходимые книги: винаю махасангхиков, винаю сарвастивадинов, «Паринирвана-сутру» (см. «Непань цзин») и др. «В стремлении донести [индийские] правила винаи до Ханьской земли» Фа-сянь отправляется в долгий обратный путь — вниз по Гангу через Чампу до Тамралипти, где «прожил два года, переписывая сутры и копируя изображения, а затем сел на торговое судно и поплыл по морю на юго-запад», в «страну Симхалу», на Ланку, где был свидетелем буд. празднеств, наблюдал обряд погребения архата и выслушал поразившую его проповедь о патре (чаше для сбора подаяния) Будды, к-рую полностью изложил в «записках». Здесь он прожил еще два года, приобрел новые буд. тексты. По прибытии в Китай, он прежде всего посетил Нанкин, где «представил учителям сутры и «Винаяпитаку».
 
Фа-сянь провел в странствиях ок. 16 лет (399–414). Вскоре после своего возвращения Фа-сянь перевел «Махапаринирвана-сутру» («Да бо нихуань цзин») и нек-рые др. из привезенных книг. Целеустремленный буддист-паломник, самоотверженный путешественник, книжник и эрудит, Фа-сянь свои посл. дни провел в Цзинчжоу в монастыре Синь-сы, где умер в возрасте 86 лет.
 
Источники:
Si-Yu-Ki. Buddhist Records of the Western World. Fa-hsien / The Travels of Fa-hsien (399–414) or Record of the Buddhistic Kingdoms / Re-transl. by H.A. Jiles. L., 1956; A Record of Buddhistic Kingdoms. Being an account by the Chinese Monk Fa-Hien of his travels in India and Ceylon (A.D. 399–414) in Search of the Buddhist Books of Discipline / Tr., annot. and with a Corean Recension of the Chinese Text by J. Legge. Oxford, 1886 (переизд.: N.Y., 1965).
 
Литература:
Самозванцева Н.В. (Александрова Н.В.) Буддисты-паломники // Религии древнего Востока. М., 1995.
 
Автор: Александрова Н.В.

 
Источники:
Фа-сянь чжуань (Предание о Фа-сяне). Пекин, 1955; Чжан Сюнь. Фа-сянь чжуань цзяо чжу («Предание о Фа-сяне», сверенное и прокомментированное). Шанхай, 1985; Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / Пер. М.Е.Ермакова. Т. 1. М., 1991, с. 161 – 165, указ.; Abel-Rémusat J. (tr.). Foě kouě ki ou relation des Royaummes Bouddhiques. P., 1836; A Record of the Buddhist Countries by Fa-hien. Peking, 1957.
 
Литература:
Рукописная книга в культуре народов Востока. Кн. 2. М., 1988, указ.; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Кн. 2. Шанхай, 1989, с. 44 – 47.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 642-643.
 

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.