Синология.Ру

Тематический раздел


Утайшань

五臺山, УтайшаньУтайшаньгорный массив в сев. Китае, где расположен один из наиболее крупных буд. храмовых комплексов. В сутре «Хуа янь цзин» («Аватамсака-сутра») Будда предсказывает, что бодхисаттва Манджушри (Вэньшушили) будет проповедовать на горе, где веет прохладой. В «Вэньшушили бонепань цзин» («Сутра о паринирване Манджушри») говорится, что Вэньшушили покинул всех бодхисаттв и поселился на горе с пятью пиками. В 662 монах Хуй-цзэ из монастыря Хуйчан по указанию императора Гао-цзуна и императрицы У Цзэ-тянь установил, что гора с пятью пиками, являющаяся местом медитации бодхисаттвы Манджушри, — это Утайшань. В «Синь бянь у-дай ши пинхуа» («Заново составленное пинхуа по истории пяти династий») рассказывается о монахе Чэн Хуе с Утайшаня, к-рого в 925 пригласили в столицу к танскому императору Чжуан-цзуну (923–926) провести моление о дожде.
 
Во времена танской дин. (618–907) Утайшань становится «столицей» кит. буддизма, местом паломничества также буддистов из Индии, Непала, Тибета, Шри-Ланки, Вьетнама, Бирмы, Кореи и Японии. Очень скоро Утайшань приобретает статус междунар. буд. центра — одного из т.н. шести святых мест буддизма.
 
Наиболее известны след. монастыри Утайшаня: Сяньтун, Тайюань, Уе, Лохоу, Юаньчжао, Гуанцзун, Пусадин, Цыфу, Саньцюань, Саньта, Шоунин, Дайлодин, Шаншаньцай, Шусян, Пухуа, Линфэн, Вэньшу, Бишан, Цзифу, Цзиньган, Гуанмин, Цифо, Гуанхуа, Пушоу, Баохуа, Мяодэ, Жуйинь, Фогуан, Фэнлинь, Наньшань, Юго, Чжэнхай, Лунцюань, Цинлян, Лохань. На вершине Северного пика Едо (3,058 м), являющегося самой высокой горой не только Утайшаня, но и всего сев. Китая, расположен монастырь Линин, на вершине Центрального пика Цуйяань (2,895 м) — монастырь Яньцзяо, на вершине Западного пика Гуйюэ (2,773 м) — монастырь Фалэй, на вершине Восточного пика Ванхай (2,795 м) — монастырь Ванхай, на вершине Южного пика Цзинсю — монастырь Пуцзи.
 
Около 20 монастырей (Фогуан, Цинлян, Бишан и др.) были возведены при дин. Сев. Вэй (386–534). Императоры дин. Сев. Ци (550–577) направляли налоги с 8 префектур на поддержку 200 монастырей Утайшаня. Во времена дин. Суй (581–618) были возведены монастыри на вершинах пяти пиков. При танской дин. в р-не Утайшаня действовало наибольшее число монастырей — 360. Их число сократилось до 72 в эпоху Сун (960–1279). При дин. Мин (1368–1644) монастырей стало 104, при дин. Цин (1644–1911) — 100. При республиканском правлении число монастырей увеличилось до 122.
 
В наст. время ведется строительство новых монастырей и реконструкция старых.
 
Утайшань является уникальным местом тысячелетнего взаимодействия кит., тибет., монг. и маньчж. буддизма. Результат этого взаимодействия проявлялся как на доктринальном уровне, так и на религ.-практическом. В «Дэбтэр онпо» («Синяя летопись») — известном произв. историч. лит-ры Тибета, написанном Гой-лоцавой Шоннупэлом в 1478, приводится много примеров паломничества на Утайшань таких известных деятелей инд., непальского и тибет. буддизма, как Дампа Сангье, Памтинпа, Дхармамати, Чжамьян Сарма, Ранчжун Дорже, Сэнгэ Гьялпо, Гьял-ею.
 
Императоры неск. династий неоднократно совершали паломничества на Утайшань. Монастырь Пусадин, построенный при императоре Сяо-вэне (471–499) северовэйской дин., одно время был временной имп. резиденцией цинской дин. (по причине чего его крыши крыты золоченой черепицей). В монастыре установлены стелы императоров Кан-си (1654–1723), Цянь-луна (1736–1795) и Цзя-цина (1760–1820). 
 
Архитектура, скульптура и фресковая живопись храмов Утайшаня представляют значит. худож. ценность. Храмы Утайшаня и красота окружающей природы воспеты в многочисл. произведениях кит. художников и поэтов.
 
Литература:
Cui Zhengsen. 108 Temples of Mt. Wutai. Shaxi, 2004; Тан Юн-тун. Хань Вэй Лян Цзинь Нань-бэй-чао фо-цзяо ши (История буддизма в периоды правления Хань, Вэй, Лян, Цзинь, Южных и Северных династий). Т. 1–2. Пекин, 1983; Фанчу Баньчжунсинь. Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Пекин, 1996; Фо-сюэ да цыдянь (Большой энциклопедический словарь буддизма). Пекин. 1984; Хуан Чань-хуа. Фо-цзяо гэцзун даи (Догматика всех буддийских школ). Тайбэй. 1973; Чжунго фо-цзяо тай гуань (Исследования по китайскому буддизму). Пекин, 1996.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 629-630.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.