Синология.Ру

Тематический раздел


Тай-сюй

太虛, Тай-сюйТай-сюйЛюй Гань-сэнь, дхармическое имя (фа мин) Вэй-синь 唯心 (Идеалист), прозвище Бэй-хуа. 1889/1890, уезд Чундэ (совр. пров. Чжэцзян), — 17.3.1947, Шанхай, монастырь Юйфо-сы. Буддийский монах, Наставник Учения/Дхармы (фа ши), Великий наставник (да ши). В 1905 стал послушником в монастыре Пинван Сяоцзюхуа-сы в г. Сучжоу. В том же году в г. Нинбо в монастыре Тяньтун-сы принял монашеские обеты. В 1911 стал настоятелем монастыря Шуанси-сы в г. Гуанчжоу.
 
Мировоззрение Тай-сюя сформировалось под влиянием Ян Вэнь-хуя — родоначальника буд. возрождения в кон. ХIХ — нач. ХХ в. В основанной им буд. школе нового типа в г. Нанкине Тай-сюй обучался с 1907. Он углубленно изучал буд. канон, а также переведенные к тому времени на кит. яз. зап. работами по логике, философии, экспериментальным наукам. Под влиянием трудов кит. реформаторов Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао, Янь Фу, Тань Сы-туна, Чжан Бин-линя и Цзоу Жуна (1885 – 1905), а также К. Маркса, П. Прудона, М. Бакунина, П. Кропоткина у него сформировались довольно радикальные взгляды, однако он являлся противником социальной революции и коллективистских идеалов коммунизма. Тай-сюй верил, что только буддизм может спасти мир, что путем самосовершенствования каждой отд. личности можно достигнуть обществ. прогресса. Смыслом его жизни стало распространение и реформирование буддизма, т.е. его идейное и структурное преобразование с целью объединения верующих всего Китая.
 
Под влиянием «трех народных принципов» Сунь Ят-сена Тай-сюй в 1913 выдвинул свои три принципа реформирования религ. вероучения, религ. системы и религ. собственности. С 1918 он приступил к разработке теории «буддизм в жизни человека» (жэнь шэн ды фо-цзяо), к-рой он посвятил 30 лет своей жизни. Введенное им понятие «три большие революции в буддизме» на практике стало обозначением буд. реформы в республиканский период. Реформа религ. учения, религ. системы и религ. устройства была призвана преодолеть то кризисное состояние традиционного китайского буддизма, в к-ром он находился к нач. ХХ в. Тай-сюй выступил против сформировавшегося на протяжении многовековой истории имп. Китая типа крайне бездеятельного буддизма, последователи к-рого ограничивались непосредств. заботой о себе и априорно отказывались от активной роли в социуме. Неверно истолкованный принцип у вэй  — «недеяние», привел к отсутствию деятельности, косности обычаев, невмешательству в ход событий. Согласно Тай-сюю, такой «мертвый буддизм» (сы ды фо-цзяо) или «мистический буддизм» (гуй ды фо-цзяо), противоречил не только тенденциям обществ. развития Китая в ХХ в., но и логике самого буддизма. Теория «буддизм в жизни человека» была призвана восстановить подлинную суть буддизма и поставить его на службу реальной жизни человечества.
 
В 1918 по инициативе Тай-сюя в г. Шанхае возникло «Общество Бодхи» (Цзюэ шэ), деятельностью к-рого стало написание и публикация спец. лит-ры, издание источников, чтение лекций с целью распространения буддизма. «Обществом Бодхи» был издан труд Тай-сюя «Чжэнли сэнцзя чжиду лунь» («Суждения/Шастра о реорганизации системы сангхи», см. сэн). В кон. 1919 по его инициативе местопребыванием «Общества Бодхи» стал г. Ханчжоу.
 
В течение многих лет Тай-сюй вел миссионерскую деятельность, разъясняя необходимость организации городских, провинциальных и всекитайского союзов последователей буддизма. В 1920 был создан буд. союз в г. Ханькоу.
 
В апр. 1928 Тай-сюй выпустил обращение к реформаторски настроенным кит. буд. монахам, в к-ром впервые выдвинул следующие положения относительно конкретного содержания буддийского устройства: теория «буддизм в жизни человека» исходит из «трех народных принципов», а также основывается на буд. положении о том, что человек может достигнуть уровня бодхисаттвы (стремящегося к пробуждению) и будды (фо, стремящегося к совершенному пробуждению); «буддизм в жизни человека» строится на кит. монастырской системе; «буддизм в жизни человека» предусматривает обновление прежних махаянских (да шэн) принципов жизни верующих; «буддизм в жизни человека» может оказать благотворное влияние на нравы в гос-ве и об-ве.
 
В выдвинутой Тай-сюем социо-антропологич. теории «буддизм в жизни человека» кроме национальных особенностей нашли отражение нек-рые требования европ. рационализма и гуманизма. Целью теории являлось широкое распространение буддизма в качестве наиболее приемлемого для совр. об-ва вероучения. Новизна учения Тай-сюя состояла в том, что он сформулировал необходимость создания новых моделей буддизма, соответствовавших динамике обществ. развития. По его мнению, надо извлечь лучшее из религ. традиции и предложить в адаптированном виде совр. об-ву, надо говорить с миром на понятном для него языке, распространять свет буд. учения, а не закрываться в ограниченном мирке храма или монастыря. Признавая, что махаяна — ядро буд. учения, он призывал не только следовать путем Учения/Дхармы (фа [1]), но и устранить все предрассудки и соответствовать духу времени, чтобы служить об-ву.
 
Параллельно с разработкой теории «буддизм в жизни человека» Тай-сюй вел практич. деятельность по ее популяризации и распространению буддизма за рубежом. Особое место занимала его миссионерская деятельность во Франции, Англии, Германии и США, а также в Японии, Индии и на Цейлоне, к-рая дала импульс созданию впоследствии Всемирного братства буддистов. В 1920–1940-х гг. Тай-сюй последовательно воплощает в жизнь замысел своего учителя Ян Вэнь-хуя по углублению контактов между Западом и Востоком посредством буддизма. Миссионерская активность Тай-сюя была поддержана гоминьдановским правительством: после личной встречи с Чан Кай-ши в июле 1928 он получил офиц. одобрение и финансовую поддержку. Его первое путешествие в Зап. Европу, США и Японию продолжалось девять месяцев. Благодаря финансированию со стороны Нац. пр-ва он смог оказать реальную помощь уже существовавшим на Западе буд. объединениям, а также содействовать образованию новых буд. об-в в Англии и Америке.
 
В 1940-х гг. на о. Цейлон Тай-сюя встретился со знатоком буд. канона, последователем буддизма хинаяны (сяо шэн) доктором Г.П. Малаласекерой. Их совместная идея образования междунар. буд. организации, борющейся за мир, была реализована Иалаласекерой, уже после смерти Тай-сюя: в 1950 было создано Всемирное братство буддистов.
 
Буд. монах — реформатор и обществ. деятель Тай-сюй внес вклад не только в разработку идей поворота кит. буддизма к обществу, но и в распространение и популяризацию буддизма в Китае и за рубежом, в реорганизацию буд. образования и создание ряда учебных заведений нового типа. Идеи Тай-сюя сформулированы в его соч. «Синь ды вэйши лунь» («Новая Виджняптиматратасиддхи-шастра»/ «Новые суждения о только знании», см. вэйши-цзун), «Фасян вэйши сюэ» («Учение о только знании/виджняптиматрата свойств дхарм/дхармалакшана», см. фасян-цзун), «Фо-фа даоянь» («Введение в Учение/Дхарму Будды»), «Фо-сюэ чжи жэньшэн даодэ» («Нравственность в жизни человека согласно буддийскому учению»), «Во ды фо-цзяо гайцзин юньдун люэ ши»  («Краткая история наших буддийских преобразований»), «Жэнь шэн ды фо-цзяо» («Буддизм в жизни человека»). В сер. ХХ в. теория Тай-сюя получила развитие у его последователя и ученика монаха Ин-шуня, к-рый назвал расширенную версию концепции своего учителя «буддизм в жизни людей» (жэнь цзянь ды фо-цзяо). Во 2-й пол. ХХ в. Ин-шунь многое сделал для ее распространения в среде тайваньских буддистов.
 
В КНР после нескольких десятилетий забвения Тай-сюй оценивается как «гений буддийской мысли», его идеи стали программой деятельности совр. буддистов КНР.
 
Источники:
Тай-сюй цзи (Собрание [произведений] Тай-сюя). Пекин, 1995.
 
Литература:
Го Пэн. Тай-сюй сысян яньцзю. (Исследование идей Тай-сюя). Пекин, 1997; Фа инь (Голос дхармы) 1999, № 11; 2000, № 5; Фан Ли-тянь, Хуа Фан-тянь. Чжунго фо-цзяо цзяньши (Краткая история китайского буддизма). Пекин, 2001; Чжунго цзинь-сяньдай гаосэн юй фо-сюэ мин жэнь сяо чжуан (Краткие биографии выдающихся монахов и буддийских ученых нового и новейшего времени). Шанхай, 1990; Чжунго цзинь-сяньдай фо-цзяо жэньу чжи (Жизнеописания видных деятелей китайского буддизма в новое и новейшее время). Пекин, 1995; Welch H. The Buddhist Revival in China. Cambr. (Mass.). 1968.
 
Автор: Горбунова С.А.
 
Источники:
Тай-сюй фа-ши вэнь-чао (Собрание текстов Наставника Учения/Дхармы Тай-сюя) / Сост. Ван Мин-фу, Се Цзянь, Чжан Шань-чжан. Пекин, 1927; Тай-сюй да-ши цюань шу (Полное [собрание] произведений Великого наставника Тай-сюя). Кн. 1 – 64. Сянган, 1954; Тай-сюй да-ши хуань-ю цзи (Записки о путешествии по миру Великого наставника Тай-сюя). Тайбэй, 1973.
 
Литература:
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 314 – 315; Сахирова Е.Ф. Обновленческое движение буддистов Китая на рубеже XIX – XX веков // XIV НК ОГК. Ч. 3. М., 1983, с. 25 – 31; Фо-цзяо да цыдянь (Большой буддийский словарь) / Гл. ред. Жэнь Цзи-юй. Нанкин, 2002, с. 267 – 268; Chow Hsiang-kuang. T`ai Hsu, His Life and Teachings. Allahabad, 1957.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 603-605.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.