Синология.Ру

Тематический раздел


Сюй Гуан-ци

Сюй Цзы-сянь, Сюй Сюань-ху, Павел Сюй. 24.04.1562, Шанхай, – 8.11.1633, Пекин. Математик, астроном, полит. деятель и самый влиятельный кит. новообращенный христианин в XVII в. В 1600 познакомился с Маттео Риччи, к-рый в 1603 крестил его, дав имя Павел. В 1601 приехал в Пекин сдавать экзамены на высшую степень цзинь ши («продвинутый ученый», см. Кэ цзюй), занял седьмое место, но из-за некоторых формальностей не получил ее. При второй попытке весной 1604 блестяще сдал экзамены и был направлен в Ханьлинь академию. Снял дом рядом с резиденцией Риччи и перевез в Пекин свою семью.
 
Первым из своих соотечественников стал переводить европ. лит-ру на кит. яз. В сотрудничестве с Риччи перевел мн. кн. по математике, гидравлике и географии. Самым известным был перевод первых шести кн. «Элементов/Начал» («Цзи-хэ юань-бэнь») Евклида, изданный в 1607 и оказавший большое влияние на кит. математику. Сюй Гуан-ци хотел перевести и оставшиеся кн., но Риччи посчитал, что они будут совершенно непонятны китайцам. При переводе они использовали лат. коммент., изданный Клавиусом в 1574. Работали они так: Риччи объяснял содерж. исходного текста Сюй Гуан-ци, а тот записывал понятое. Приспосабливаясь к сугубо практичному подходу китайцев к математике, Сюй Гуан-ци объяснил в предисл. связь содерж. «Элементов» с календарем, музыкой и технологией. Новые термины, изобретенные им для обозначения точки, кривой, параллельной линии, острого или тупого угла и т.д., скоро стали частью кит. математики. Также был принят его стиль вычерчивания геометрических фигур и их иероглифических обозначений.
 
Под влиянием Риччи Сюй Гуан-ци признал кит. культуру уступающей зап., в частности, считал кит. математику менее развитой, чем европейская. Однако он не мог судить о ней объективно. В его время замечательные успехи китайцев в алгебре были в значительной степени забыты. Смысл метода тянь юань («небесного элемента»), блестяще изложенного в XIII в. Ли Е, уже не понимали в Китае. Даже «Цзю чжан суань шу» («Правила счета в девяти разд.») был почти неизвестен, и сам Сюй Гуан-ци никогда не читал этот блестящий математический трактат. В то время собр. математической классики «Суань цзин ши шу» («Десять книг счетного канона») считалось потерянным. Сюй Гуан-ци полагал эту потерю не существенной, уподобляя утрате «изношенных туфель». Он предсказывал, что скоро многие в Китае будут изучать «Элементы», и оказался в значительной степени прав: когда в Китае были основаны зап. школы (си сюэ), изучение европ. геометрии в них стало обязательным.
 
Сюй Гуан-ци был заинтересован в календарной реформе прежде, чем встретил Риччи, к-рый понимал, что преобразование кит. календаря на основе зап. знаний будет способствовать распространению христианства в Китае. Европ. астрономию Сюй Гуан-ци и мн. др. китайцы приняли с воодушевлением. Особенно их потрясло точное предсказание с ее помощью солнечного затмения 15.12.1610, тогда как предсказания Астрономического бюро оказались ошибочными. После этого случая Сюй Гуан-ци и миссионер Сабатино де Урсис (1575–1620) добились указа, предписывавшего им заняться реформой календаря. И хотя затем имп. приостановил его действие, они составили программу реформы.
 
В 1629 кит. пр-во объявило соревнование с целью определить, кто бы мог наиболее точно предсказать время солнечного затмения, к-рое должно было произойти 21 июня того года. Из трех конкурирующих подходов – кит., арабо-мусульманского и зап. – последний, представленный Сюй Гуан-ци, оказался самым точным. В результате в 1630 Сюй Гуан-ци стал помощником главы ведомства обрядов и главой вновь созданного Календарного бюро. На службу в бюро он пригласил Ли Чжи-цзао (1565–1630) и миссионеров Иоанна Адама Шаля фон Белла (1592–1661), Николая Лонгобарди (1565–1655) и Терентиуса (Иоанн Шрэк, 1576–1630). Перед ним была поставлена задача исправления существовавшего календаря. После смерти Сюй Гуан-ци эту работу продолжил Адам Шаль. Новый календарь, принятый в 1645, получил назв. Ши-сянь-ли.
 
Сюй Гуан-ци первым из китайцев использовал телескоп, к-рый в 1618 привез иезуит Терентиус, для наблюдений за солнечными и лунными затмениями. Следуя европ. правилам, он ввел в Китае деление окружности на 360º (вместо традиционного 365 1/4) и предложил разметку земного шара по широтам и долготам. По его проекту изготовили неск. астрономических инструментов (армиллярная сфера, эклиптический теодолит, секстант и др.), которые установили в 1629 в Пекинской обсерватории Гуань-сян-тай («Башня для наблюдений [небесных] явлений»).
 
В последние годы жизни Сюй Гуан-ци был чрезвычайно влиятельной фигурой при дворе. После того как в 1621 маньчжуры нанесли сокрушительное поражение армии Мин, Сюй Гуан-ци и Ли Чжи-цзао убедили имп. использовать против них зап. пушки, к-рые можно было привезти из Макао. Первоначально эффективная, эта стратегия дала сбой после смерти Сюй Гуан-ци, когда маньчжуры стали также приобретать зап. оружие и изучили европ. технологию плавки железа, что стало одной из причин их победы над дин. Мин в 1644. Сюй Гуан-ци известен еще как авт. с.-х. энциклопедии «Нун чжэн цюань шу» («Полный [свод] писаний об управлении земледелием»), к-рая подвела итог многовековому развитию трад. науки о земледелии. Этот монументальный труд из 60 цзюаней и 12 темат. разд. не был им завершен, и его окончательная подготовка к изд. была сделана уже посмертно. 
 
Литература:
Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. М., 2001; Старцев П.А. Очерки истории астрономии в Китае. М., 1961; Фишман О.Л. Китай в Европе: Миф и реальность (XIII–XVIII вв.). СПб., 2003; Сунь Фу. Сюй Гуан-ци хэ Нун чжэн цюань шу (Сюй Гуан-ци и [его] «Полный свод писаний об управлении земледелием»). Пекин, 1959; Сюй Гуан-ци цзинянь луньвэнь цзи (Сб. статей, посвященных юбилею Сюй Гуан-ци). Пекин, 1963.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 855-857.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.