Синология.Ру

Тематический раздел


Сравнительный анализ этнической модели поведения Лю Бана и Сян Юя


во время создания империи (Западная Хань) в 210-202 гг. до н.э.
 
Тезисы
 
I. Введение в проблематику и постановка проблем
 
1. Историческая эпоха: 210–202 гг. до н.э. ― время после гибели Цинь Шихуана (210 г. до н.э.) и начала войн за восстановление царств периода Чжаньго (453–221 гг. до н.э.) до воцарения Лю Бана в качестве первого император империи Западная Хань (206/202 г. до н.э. – 8 г. н.э.). Лидерство в этой борьбе представителей элиты царства Чу (а не остальных – циньцев-жунов, хуася-вэйцев и др., аустроазиатов-юэ и т.п.) ― представителей различных социальных групп и выходцев из различных областей Сян Юя и Лю Бана.
 
2. Источники. Памятники чуской культуры: Дао дэ цзин, Чжуан-цзы, произведения Цюй Юаня и других авторов сборника «Чуские строфы». Описание поведения персоналий чуской истории в исторических трудах: Цзочжуань (комментарии г-на Цзо к летописи царства Лу «Весны и Осени»): Го юй («Речи царств»), Ши цзи («Исторические записки») Сыма Цяня, «Чжань го цэ» («Планы сражающихся царств»).
 
3. Этническая ситуация. Государственность и культура царства Чу возникли на этнической основе рисоводческого народа мяо (языковая семья мяо-яо, восходящая к аустрической группе языков) при постоянном влиянии культуры просоводов хуася (сино-тибетцев). Северные области царства Чу (родина Лю Бана) расположены на стыке трех крупных исторических областей: юго-востока  Великой Равнины,  долины р. Хуайхэ и юга п-ва Шаньдун) и относятся к числу пограничных смешанных зон, где жили разные народы: аустроазиаты (хуайские и – долина р. Хуайхэ, восточные и – юг п-ва Шаньдун) и хуася (Великая Равнина).
 
4. Основные проблемы
 
4.1. Выявление специфики этнической модели поведения персоналий древней истории на основе сообщений письменных источников на примере поведения представителей элиты царства Чу в период борьбы за создание обще-восточно-азиатской империи. Установление отличий от этнической модели поведения хуася. 
 
4.2. Выявление специфических черт характера представителей различных социальных групп и районов Чу.  Сян Юй и Лю Бан ― представители культурного ядра царства Чу и его периферии. Сян Юй ― высшей столичной аристократии, носитель рафинированной чуской культуры. Лю Бан ― провинциального чиновничества волостного уровня из числа средних землевладельцев.
 
II. Конкретные черты характера и поведенческие модели
 
1. Ограничения источников: часть сообщений носит «стереотипный»  (шаблонный) характер, ведь описываются два претендента на высшую власть, один из которых стал императором. Поэтому Лю Бану как основателю династии приписываются некие качества (конфуцианские ― гуманность и великодушие и др.). Его образ в начале карьеры несет черты трикстера ― ведет себя нестандартно (нарушает правила ― с пренебрежением относится к другим чиновникам, пьет,  на пиру лезет во главу стола и т.п.). Одновременно демонстрируются признаки избранности (змееборство, дымка над головой и др.). 
 
2. Стратегическое направление действий как выражение характеров. Сян Юй консервативен, его поступки воплощали исторически устаревшую (и поэтому не перспективную) идею ― подчинить остальные царства и, сохранив их, стать ваном-гегемоном, его цель ― сделать Чу доминирующим царством. Лю Бан не консервативен, он воплощал исторически перспективную идею подчинения всех земель и установление единовластия одной династии и единоправия одного государя (императора), как это и было при Цинь Шихуане.     
 
3. Историческая личность и национальный характер. Оба отражают черты чуского характера. Обоим присуща широта взглядов и решительность в принятии решений, чужда пассивность. Большая же часть элит хуася была лишена воли к последовательным действиям в масштабах всей империи, стремилась сохранить существующее положение в границах своих царств. 
 
4. Черты характера. Соотношение индивидуальных черт характера и общеэтнических. Сян Юй – гордость, горячность и вспыльчивость, прямолинейность, безрассудство, жестокость, нетерпимость к другим народам (массовые казни циньцев и т.п.). Лю Бан – доступность, осмотрительность, последовательность, умение выжидать, хладнокровие,  терпимость к другим народам.
 
5. Особенности моделей поведения. Способы принятия решений: Сян Юй в одиночку, зачастую на горячую голову, Лю Бан ― после обсуждения и обдумывания. Разрешение конфликтов: Сян Юй ― через эскалацию конфликта, уничтожение соперников, Лю Бан ― через примирение или компромисс. Поведение в ситуациях неопределенности и стресса, успеха и поражения: Сян Юй теряет голову, выходит из себя, горячится, проявляет отсутствие гибкости, Лю Бан ― хладнокровно обдумывает и обсуждает причины, выявляет ошибки и усваивает их уроки, проявляет гибкость. Модели консолидации: Сян Юй опирается только на чусцев, противопоставлен другим народам. Лю Бан опирается на представителей разных народов, понимает их и сам может быть понят ими.
 
6. Победителем и создателем первой долговременной империи Восточной Азии оказывается Лю Бан ― представитель северочуской культуры, выходец из пограничной зоны (своего рода культурного перекрестка). Начало формирование нового этноса ― хань.
 
Опубл.: Ульянов М.Ю. Тезисы: Сравнительный анализ этнической модели поведения Лю Бана и Сян Юя в эпоху создания империи Хань (210-202 гг. до н.э.) ― Россия – Азия: механизмы сохранения и модернизации этничности. г. Улан-удэ, 2008, с. 218-219.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.