Синология.Ру

Тематический раздел


Сань цин

三清 «три чистоты». В китайской даосской космогонии три сферы высшего мира: юй-цин («нефритовая чистота»), шан-цин («верхняя чистота») и тай-цин («великая чистота»). Юй-цин доступна совершенномудрым (шэн [1]), шан-цин — святым (чжэнь [1]), тай-цин — даосским бессмертным (сянь [1]; см. Сянь-сюэ). В позднем религиозном даосизме эти сферы имели одноименных богов (в нек-рых источниках они имеют особые названия). Божество юй-цина именуется обычно Юань-ши тянь-цзунь (Изначальный небесный владыка), носит титул Тянь-бао (Небесная драгоценность). Его резиденция находится на горе Юйшань (Нефритовая гора), а ворота его дворца сделаны из золота. Во многих сочинениях и в народной традиции юй-цин и ее божество отождествляется с высшим божеством синкретического народного пантеона Юй-ди. Божество шан-цина носит титул Лин-бао тянь-цзунь (Небесный владыка чудесной драгоценности; см. Линбао-пай) или Тай-шан дао-цзюнь (Верховный государь дао). Оно занимается измерениями времени, делит его на периоды. Оно обитает подле северного предела универсума (см. Тай цзи) и контролирует взаимодействие темных и светлых сил — инь и ян. Божество третьей сферы называется Тай-шан Лао-цзюнь (Верховный старый государь Лао-цзы) и ассоциируется с основателем даосизма Лао-цзы, его называют также Шэнь-бао (Божественная драгоценность). Представления об этих трех божествах оформились, видимо, под влиянием буддийских образцов. Считается, что Юань-ши тянь-цзунь соответствует духовной природе Будды, Лин-бао тянь-цзунь — прославленной форме Будды, а Тай-шан Лао-цзюнь — земной ипостаси Будды.
 
Литература:
Цзун Ли, Лю Цюнь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 3–26; Wеrnеr Е.Т.С. А Diсtiоnaгу оf Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 399–400.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 561-562.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.