Синология.Ру

Тематический раздел


Ранняя аустрическая письменность

 
массив надписей V тыс. до н.э. из Шуандуня (пров. Аньхой, КНР)
 
Это древнейшая в настоящее время письменность человечества. Обнаруженный в ходе раскопок 1986, 1991-1992 гг. на памятнике Шуандунь (в низовьях р. Хуайхэ недалеко от древнего морского побережья) массив из 559 надписей на доньях ритуальных сосудов — это наиболее ранняя из известных к настоящему времени письменностей Восточной Азии, которая надежно датируется V тыс. до н.э. (и продолжающихся позднее). На памятнике получены радиокарбонные датировки, которые лежат в диапазоне 4465±145 — 3985±160 гг. до н.э.[1]. Керамический комплекс вполне соответствует этим датам.
 
Её очевидный предшественник — письменность эпонимного памятника более ранней культуры Хоуцзячжай–1 (5200–4800 гг. до н.э.), расположенного недалеко на Нижней Хуайхэ. Согласно имеющимся радиокарбонным датировкам (5040±130 — 4940±120 гг. до н.э.), они на несколько столетий древнее Шуандуня, но сходства облика культуры и особенно керамики, бесспорно. Данные Шуандуня отражают развитие письменности Хоуцзячжая-1; но там иероглифов мало[2].
 
Данные о письменности из Шуандуня впервые были опубликованы в 1989 г.[3],  в полном виде – в 2008 г.[4], а также фрагментарно рассмотрены в ряде статей Сюй Дали.  Нахождение массива надписей в данном районе закономерно – Средняя и Нижняя  Хуайхэ - это наиболее развитая часть историко-культурной зоны Нижняя Янцзы. Здесь была зона расселения автохтонных аустрических народов (предположительно, накануне или в начале процесса распада на хмонг-миенов, аустроазиатов и аустронезийцев).
 
Шуандунь — это сакральный комплекс, на котором сохранились нижние части двух или трех небольших холмиков, верхние слои — горизонтально срезаны позднее. На их вершинах ранее располагался комплекс ритуальных сооружений, и там приносились жертвы в чашах с надписями. Надписи были найдены у подножия холмиков и на склонах. Надписи имели сакрально значимый характер и явно были связаны с культовой практикой. Иероглифы были нанесены на донья чаш с низким полым поддоном, а также на внутреннюю сторону высоких поддонов чаш другого типа. Надписи содержат от одного до семи иероглифов.  
 
Была проведена длительная работа по классификации всех иероглифов и по разделению всех фраз на иероглифы, что не было сделано в публикациях китайских специалистов и статьях Сюй Дали (хотя примеры такого разделения он привел). Для фраз из двух и трех иероглифов это несложно, но и для более длинных фраз оно как правило возможно. Был получен список всех иероглифов и они были распределены по «родству». Ведется анализ взаимовстречаемости во фразах.
 
Письменность представлена текстами и отдельными иероглифами геометрической формы и фигуративных. Геометрические имеют графемы двух основных видов: 1) линии -  прямые и дуги (одиночные и в разных сочетаниях); 2)  геометрические фигуры: треугольники, трапеции, окружности, кресты и др. Фигуративные - изображают животных (свинью и др.), рыбу, а также дом на сваях.
 
Выделены следующие виды иероглифов: 1. «Простой иероглиф» — не разлагаемый графически на составные элементы (из таких состоят фразы из одного иероглифа). Состоит из отдельных черт или их сочетаний, причем части этих сочетаний отдельно не существует (их нет во фразах из одного иероглифа); 2. «Сложный (составной) иероглиф» — состоит из нескольких (существующих и отдельно), простых или сложных знаков, но не является фразой.
 
Принцип отличения сложных иероглифов от простых и фраз таков - они образованы из простых иероглифов за счет добавления к ним других знаков или других простых иероглифов, но без пересечений. Например, «крест с перемычками, образующими квадрат». Важнейшую роль в разделении сложных иероглифов и их сочетаний, образующих текст, имеет наличие пробела между иероглифами, более широкого, чем между линиями одного иероглифа.
 
Сложных иероглифов меньше, чем простых. Повторяемость среди них, соответственно, меньше. Но сам принцип выделения - отсутствие пересекающихся линий (кроме очевидных случаев небрежного написания по обожженной глине).
 
Письмо, когда об этом можно судить, было строчным - есть надписи на высоких поддонах, где не нужно было иероглифы фразы надписывать один над другом как на дне чаши. А в том случае, если надпись из нескольких иероглифов наносилась на дно чаши, то сочетания знаков размещались не в колонку и не строчку, а путем наложения их друг на друга - это важнейшая особенность данной системы письма. Когда устойчивые компоненты входили в состав сочетаний они несколько менялись - упрощались (обычно узнаваемо) и создавали композицию черт; преобразования исходных иероглифов осуществлялись по определенным правилам.
 
Выделяются две очевидные группы надписей - нанесенные уверенной рукой, как правило, по сырой глине и рукой неуверенной, явно сделанной теми, кто писал нечасто (обычно по обожженной или высушенной глине). Также есть тексты, которые писали гончары - это штампы на доньях, к которым почти никогда не добавлялись прочерченные иероглифы.
 
Письменность Шуандуня развивалась, она использовалась в IV – II тыс. до н.э. на Нижней и Средней Янцзы. Итак, хорошо известная письменность, обнаруженная на территории государства Шан (ок. 1300-1027 гг. до н.э.), которая получила название цзягувэнь (надписи на панцирях черепах и костях животных), не является ранней — ее возникновению предшествует длительное время формирования систем письма в зоне расселения аустрических народов. Соответственно, выявление истоков современной китайской иероглифики, изучение этапов ее становления и описание более десятка более древних всевозможных письменностей, обнаруженных в различных историко-культурных зонах Восточной Азии, является одной из важнейших задач в изучении истории этого региона.
 
Автор благодарит за постоянное участие в исследовании и поиск редких публикаций Ульянова М.Ю.
 
Опубл.: Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Ранняя аустрическая письменность: массив надписей V тыс. до н.э. из Шуандуня (пров. Аньхой, КНР) // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов научной конференции (Москва, 14 ноября 2011 г.). М., 2011, с. 67-70.


  1. Кань Сюйхан. Шилунь Хуайхэ лююй дэ Хоуцзячжай вэньхуа (Предварительное исследование культуры Хоуцзячжай в районе реки Хуайхэ) // Чжунго каогу сюэхуэй ди цзю цы нянь хуэй луньвэнь цзи. 1993. Пекин, 1997. С. 126.
  2. Динъюань сянь Хоуцзячжай синьши ци шидай ичжи фацзюэ цзяньбао (Краткое сообщение о раскопках на неолитическом памятнике Хоуцзячжай, уезд Динъюань) // Вэньу яньцзю. 1989. № 5. С. 161.
  3. Сюй Дали. Бэньбу Шуандунь синьши ци ичжи таоци кэхуа чулунь (Начало исследования процарапанных изображений на керамических сосудах) // Вэньу яньцзю. 1989. № 5.
  4. Бэнбу Шуандун. Синьши ци шидай ичжи фацзюэ баогао (Памятник Шуандунь. Доклад о раскопках на неолитическом памятнике). Пекин, 2008.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.