Синология.Ру

Тематический раздел


Приватное и публичное

в повседневной культуре современного Китая (тезисы)
 
Китай, испытывающий острую проблему перенаселения, представляет собой уникальную культурную среду, исследование повседневной жизни которой представляется нам не только весьма интересным, но и необходимым и актуальным. Коммунальные пространства в КНР имеют свою специфику: будь то городская площадь или рынок, вопрос организации толпы стоит здесь гораздо острее, чем, скажем, в Европе. Возможно, повышенные требования «хлеба и зрелищ» в КНР и привели к тому, что, доведенные порой до гротеска, крупные культурно-массовые мероприятия в разных частях страны привлекают не только самих китайцев, но и миллионы туристов со всего мира, причем это относится как к регулярным, так и к уникальным событиям (крупнейшим из которых в истории страны стала международная выставка ЭКСПО-2010 в Шанхае). Отдельного внимания заслуживают китайские праздники (как государственные, так и традиционные), которые, по своему обыкновению, тоже проходят с грандиозным размахом, что ставит довольно сложные задачи по организации и дисциплине коллективного тела.
 
Известные на весь мир живописные китайские парки, по сути, находятся на границе публичного и приватного. С одной стороны, они располагают для одиночных прогулок, созерцания природы, медитативных и оздоровительных практик, философствования. С другой стороны, после открытия парков для широкого доступа трудящихся они стали местом сбора людей по интересам, проведения любительских концертов – иными словами, важными центрами массового досуга.
 
Высокая плотность населения в крупных городах Китая, вызванная бурным ростом численности населения и трудовыми мигрантами из бедных провинций, привела к необходимости уплотнительной застройки и появлению новой архитектуры городов (в особенности это касается Шанхая), что создало условия для существования независимых индивидов. Но в отличие от европейцев китайцы, безусловно, не настолько отчуждены друг от друга и менее склонны к абсолютному индивидуализму. Однако новые формы социальной жизни, а также влияние Западной культуры задают новый порядок жизни молодого поколения китайцев, стремящихся более открыто выражать свои чувства и эмоции. Известны случаи, когда «поборники морали» (как представители старшего поколения более консервативных взглядов) даже пытались ограничивать поведение молодежи, особенно на территории образовательных учреждений, что говорит о довольно сильном противостоянии традиционных моральных устоев и «новых принципов» жизни, расширяющих приватное пространство и частично выносящее скрытое прежде – на публику.
 
Опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 208.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.