Синология.Ру

Тематический раздел


Национализм интеллектуалов в современной КНР

: оппозиционный или провластный? (тезисы)
 
1. Данные тезисы представляют собой обобщенные результаты изучения развития национализма в среде китайских интеллектуалов в 1990-2000-е годы. Источниками исследования являются опубликованные на китайском языке работы двух наиболее ярких представителей этого течения – Ван Сяодуна (р. 1955) и Фан Нина (р. 1957).
 
2. Одной из фундаментальных тенденций в общественно-политической жизни современной КНР является укрепление китайского национализма. Эта тенденция начинает активно проявляться вскоре после событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь. Она выражается, с одной стороны, в усилении патриотической пропаганды государства и правящей Коммунистической партии Китая (КПК), а с другой – в заметном усилении националистического дискурса в непартийном публичном пространстве. Это выражается, в частности, в появлении группы влиятельных публичных интеллектуалов националистического толка, в усилении интенсивности националистических дискуссий в китайском сегменте сети Интернет, а также в увеличении количества массовых акций под националистическими лозунгами, которые организует преимущественно городская молодежь.
 
3. В историографии господствует концепция, согласно которой рост национализма в современной КНР объясняется сознательной деятельностью со стороны правящего режима, стремящегося на фоне упадка общей веры в коммунистическую идеологию превратить китайский национализм в основу собственной легитимности (С.Дин, Чжао Суйшэн, Чжао Динсинь, Чжэн Юннянь, Чжоу Юнмин, С. Ширк, К. Хьюджес и др.). В этой связи большинство исследователей разделяют национализм на «официальный» и «неофициальный». Под первым обычно понимают партийно-государственную пропаганду, производимую самой КПК и государственными СМИ и позиционирующую партию в качестве авангарда китайской нации. Понятием «неофициальный» или «народный» (popular) национализм исследователи описывают всю совокупность трактовок китайского национализма, которые порождаются не партийными и государственными органами, а независимыми интеллектуалами или широкими слоями блогеров и завсегдатаев сетевых форумов. Следствием подобного подхода является то, что все китайские интеллектуалы националистического толка (например, авторы националистических бестселлеров вроде «Путь Китая в тени глобализации» или «Китай недоволен») воспринимаются как совершенно гомогенная группа с единым набором идей, который реконструируется исследователями на основе творчества одного-двух наиболее ярких представителей.
 
4. Подобный подход представляется значительным упрощением реальности. Как нам кажется, национализм среди китайских интеллектуалов не является гомогенным течением, в нем можно выделить свои направления. В данной работе в качестве примера подобной неоднородности современного китайского национализма изучены взгляды Ван Сяодуна и Фан Нина, которые считаются наиболее яркими представителями этого течения. В историографии эти интеллектуалы считаются полными единомышленниками, поскольку они (вместе с Сун Цяном, ключевым автором книги 1997 года «Китай может сказать “нет”») являются авторами одного из манифестов национализма в современной КНР – книги 1999 года «Путь Китая в тени глобализации» (Цюаньцюхуа иньин сядэ Чжунго чжи лу). В отличие от книги «Китай может сказать “нет”» эта работа не столько являлась набором эмоциональных и не особо аргументированных выпадов в адрес Запада (в особенности, США и Японии), сколько представляла концептуальную основу китайского национализма. Ван Сяодун и Фан Нин, отчасти опираясь на методологию мирсистемного анализа Иммануила Валлерстайна и сторонников теории зависимого развития, стремятся доказать, что глобализация – это навязываемый всему миру проект Запада, который позволит США сохранить доминирующее положение в мире. По их мнению, США и их союзники стремятся ограничить Китай и не дать ему естественно развиваться. Выход оба автора видят в укреплении китайского национализма как объединяющей народ идеологии, а также в необходимости укреплять военный и научный потенциал КНР.
 
5. Между тем в творчестве Ван Сяодуна и Фан Нина, особенно в работах, опубликованных в 2000-е годы, обнаруживаются существенные различия. Главным из них, на наш взгляд, является видение будущего политической системы в Китае и отношение к существующему однопартийному строю. Ван Сяодун является сторонником электоральной демократии западного типа. В изданном в 2008 году сборнике своих работ «Судьбой завещано стать великой державой» (Тяньмин согуй ши даго) он перечисляет все аргументы в пользу перехода Китая к демократии. Главным из них является то, что лишь избранное всенародно правительство сможет отстаивать национальные интересы, а потому Ван уверен, что на первых же свободных выборах в Китае победят националисты. Во-вторых, развитие демократии ведет к поднятию боевого духа и желания сражаться за свою нацию. В-третьих, демократия может обеспечить правящему режиму широкую поддержку и лояльность масс. Наконец, демократия нужна Китаю как эффективное средство борьбы с пороками элиты, прежде всего – с коррупцией. Ван Сяодун в своих работах открыто критикует политическую и интеллектуальную элиту КНР и призывает к проведению всеобщих выборов, которые позволят националистам взять власть. В свою очередь, Фан Нин полагает, что Китаю не следует слепо копировать западные стандарты демократии, а необходимо идти собственным путем к построению политической системы, оптимальной для местных условий. Эту систему он также называет демократией, однако в отличие от западной модели предлагает сохранить в центре политической системы одну партию: прочие партии должны лишь помогать КПК, но не сменять ее у власти. По мнению Фан Нина, именно однопартийный строй поможет укреплению КНР и приведет китайскую нацию к победе в борьбе с Западом за глобальное влияние. Распространение же в КНР идей западной либеральной демократии Фан Нин считает частью плана США по ослаблению китайской нации.
 
6. Указанные различия привели к заметному размежеванию между Фан Нином и Ван Сяодуном уже в 2000-е гг., причем этот раскол не был зафиксирован в историографии, сфокусировавшейся на националистических текстах 1990-х гг. Между тем в период правления Ху Цзиньтао (начиная с 2003 г.) Ван Сяодун и Фан Нин стали по сути основоположниками двух различных течений в рамках китайского национализма. Первое, олицетворяемое Ван Сяодуном, характеризуется своим оппозиционным настроем по отношению к правящему режиму, резкой эмоциональной критикой Запада и призывом к милитаризации экономики КНР и общественного сознания, к выдвижению цели стать новым гегемоном мира в XXI веке. Второе течение, лидером которого является Фан Нин, также заявляет о неизбежности столкновения интересов США и Китая, и главной целью ставит превращение КНР в супердержаву. Однако, в отличие от радикалов вроде Ван Сяодуна, Фан Нин предлагает более детализированную стратегию, где главный упор делается на сохранение однопартийного режима во внутренней политике, упор на собственные инновации в экономике, а также создание региональных альянсов в Азии во внешней политике.
 
7. Расхождение во взглядах, как представляется, во многом определило и различие судеб самих Ван Сяодуна и Фан Нина в годы правления Ху Цзиньтао. Первый был уволен из влиятельного журнала «Стратегия и управление» (Чжаньлюэ юй гуаньли), практически лишился каналов публикации через государственные СМИ и академические журналы и стал продвигать свои взгляды в основном через свой блог в Интернете. Он снискал определенную популярность в среде радикально настроенной молодежи (фэнцин), вершиной его успеха за последнее время было участие в книжном проекте «Китай недоволен» (Чжунго бу гаосин), ставшим бестселлером в 2009 году. При этом среди прочих китайских публичных интеллектуалов он считается скорее маргиналом, тем более он не имеет влияния на процесс принятия решений в Чжуннаньхае. В отличие от бывшего соавтора, Фан Нин занимает высокий академический пост замдиректора Института политических исследований АОН КНР и привлекается в качестве эксперта правительственными органами, в частности он был одним из авторов опубликованной пресс-канцелярией госсовета КНР в 2005 году «Белой книги по политическому строительству демократии». Можно предположить, что именно национализм в версии Фан Нина может быть в дальнейшем использован КПК для инкорпорирования в официальную идеологию.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 209-211.
 

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.