Синология.Ру

Тематический раздел


Название древней столицы династии Шан (XVI–XI вв до н.э.): термины Шан и Инь

 
 
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Современное состояние археологического исследования столицы Инь (XIV–XI вв до н.э.) династии Шан в Китае», проект № 12-31-01268 a2


При изучении древней истории Китая, исследователь неизбежно сталкивается с целым рядом двойных названий для государственных образований, и названия эти зачастую отличаются сферой употребления. Одним из ярких примеров тому является двойное название династии Шан-Инь.
 
Происхождение названия династии Шан, согласно письменным данным, восходит к топониму области, которую получил во владение предок шан-иньского правящего дома по имени Се. Иероглиф шан 商 встречается в эпиграфических гадательных надписях как наименование местности – «Великий город Шан», «Средний Шан», «Холмы Шан», и в ряде случаев как имя собственное [5, с. 255].
 
Второе название династии – Инь殷 – согласно некоторым письменным источникам, обозначало местность, куда, по данным письменной традиции, правитель Пань-гэн в XIV в. до н.э. перенёс столицу[1].
 
В настоящее время наиболее распространена точка зрения, согласно которой периодом Инь может называться последний период правления династии Шан, когда столица располагалась в местности Инь (около XIV–XI вв. до н.э.). Основной источник, на основании которого делают данное заключение – комментарий к Шицзи («Исторические записки»), являющийся цитатой из утраченного в Средние века древнего текста Чжушу цзинянь («Погодовые записи на бамбуковых планках»), где указывается, что от переезда Пань-гэна в Инь до падения династии прошло 273 года (согласно другим спискам – 473 года, или 773 года) (竹书纪年曰自盘庚至纣之灭,七百七十三年,更不徙都) [5, стр. 208].
 
Следует отметить, что в древности существовала и принципиально иная точка зрения на соотношение терминов Шан и Инь: в труде Сымя Цяня Шицзи («Исторические записки») они являются взаимозаменяемыми: 商者質,殷號也 ‘Шан, по существу, это прозвище Инь’ [7, с. 47]. Подобное словоупотребление прослеживается во всём тексте «Исторических записок»; в частности глава, посвящённая периоду правления династии Шан, называется Инь бэнцзи («Основные записи [о деяниях дома] Инь»).
 
Таким образом, начиная с древнейших письменных памятников, существуют 2 основных версии объяснения соотношения названий Шан и Инь:
 
1. Версия тождественности: термины Шан и Инь являлись синонимами на всём протяжении существования династии, и даже в додинастический период;
 
2. Версия локализации: употребление термина Инь правомерно лишь по отношению к последнему периоду существования династии Шан, когда столица находилась в местности Инь.
 
Даже в пределах одного письменного памятника термин Инь употребляется и в том, и в другом значении[2] (Шаншу, Чжушу цзинянь), что затрудняет выявление принципиальной разницы в употреблении Шан и Инь. В связи с этим в данной работе планируется рассмотреть данные эпиграфики, с целью выявления характера и употребления терминов.
 
При работе с эпиграфическими памятниками бронзового века Китая рядом исследователей было отмечено, что в надписях на гадательных костях (НГК), основном эпиграфическом источнике, относящемся к периоду правления династии Шан, самоназванием этноса был исключительно иероглиф шан 商; термин инь 殷 в качестве альтернативного названия династии появляется в надписях на бронзовых сосудах (НБС) периода династии Западная Чжоу, которая разгромила династию Шан и установила свою власть в Центральном Китае [1, стр. 19]. Го Можо предположил, что употребление термина инь 殷 было обусловлено враждебностью, которую питали чжоусцы к разгромленному ими дому Шан.
 
При исследовании древнего пласта иероглифики учёные широко применяют следующий метод выявления значения иероглифов: иероглиф разделяют на базовые графические компоненты, и интерпретация его значения базируется на них [2; 6]. Данная методика строится на логическом допущении о том, что все базовые графические компоненты в составе иероглифа являются смысловыми, а не фонетическими. При рассмотрении иероглифов Шан и Инь, помимо разделения их на составные компоненты, представляется необходимым выявить, в каких значениях эти элементы употребляются в составе других иероглифов.
 
Инь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В надписях на гадательных костях иероглиф инь 殷 встречается 3 раза (из ок. 700 000 знаков) [3, с. 931–932]; в надписях на бронзовых сосудах – более 25 раз. В НГК значение иероглифа не установлено; в НБС в значительном количестве случаев иероглиф 殷 употребляется как имя собственное.
 
Исследователь Юй Шэнъу на основании составных элементов иероглифа 殷 – тело с выпяченным животом и руки с палкой или орудием, высказывает предположение, что это изображение лечения массажем [6, с. 321–323].
 
Разберём по элементам этот иероглиф и употребление отдельных его элементов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Левый компонент представляет собой изображение человека с выступающим животом. В НГК данный знак встречался в значениях «быть беременной» или «быть больным» [4, с. 557]. Исследователь Сюй Чжуншу (徐中舒) на основании ряда примеров утверждает, что иероглифы тело (совр. 身) и беременная женщина (совр. 孕) в надписях на костях не отличались, поскольку представляли собой один и тот же знак – фигуру человека с явно выступающим животом [3, с. 931, 1573; 4, с. 557]. Для детализации образа беременной женщины внутри живота могла стоять точка или обозначение ребёнка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Значение правого компонента также установлено – рука с орудием в ней. Это может быть палка, или схематичное изображение другого орудия; исследователи НГК рассматривают их как единую категорию [3, с. 282–340; 4, с. 116–138]. Этот знак встречается как отдельно – иероглиф 父 фу (отец), а также в составе ряда иных иероглифов [3, с. 282]. Го Можо объяснял форму иероглифа 父 фу (отец) тем, что в древности необходимой принадлежностью мужчины были орудия труда, например, каменный топор. Сочетание этого знака с фигурами крупного или мелкого рогатого скота, птицы, оленей и т.д. обозначало различные виды жертвоприношений [3, с. 337]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В НГК также имеется знак сяо – рука с палкой рядом с ребёнком, в дальнейшем имевший большое значение в китайской культуре [3, с. 347; 4, с. 146]. Большинство исследователей трактует этот знак как осознанную необходимость применения наказаний для обучения; однако в этом значении доказать его словоупотребление в НГК затруднительно.
 
Таким образом, значительное количество знаков на гадательных костях наглядно демонстрируют, что рука с орудием в ней – палкой, или ещё чем-либо – имеет значение применения этого орудия по отношению к различным объектам. В случае с иероглифом 殷 – по отношению к человеку с выступающим животом, что чаще всего соотносится с беременным состоянием.
 
Представляется, что сочетание этих элементов в иероглифе 殷 служило изображением угрозы либо прямого насилия по отношению к больному человеку или беременной женщине. Мнение исследователя Юй Шэнъу о том, что изначально этот знак имел положительное значение помощи в болезни, представляется противоречащим употреблению компонента фу 父 (рука с палкой в знаках со значениями принесения жертвоприношений или применения наказаний).
 
Шан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В надписях на гадательных костях иероглиф 商 встречается 395 раз (на приблизительно 700 000 знаков) [3, c. 214–215]; в надписях на бронзовых сосудах – более 25 раз. В НГК иероглиф встречается в качестве названия местности, города, имени собственного; в НБС в значительном количестве случаев иероглиф употребляется как имя собственное.
 
Древняя форма иероглифа Шан может быть разобрана на компоненты верхней и нижней части.
   
Нижний компонент иероглифа представляет собой иероглиф 内 нэй внутренний. В НГК знак 内 нэй встречался в значениях внутренний, а также имени собственного [3, с. 578–579; 4, с. 240].
   
Верхняя часть иероглифа 商 представляет собой один или два знака, аналогичных иероглифу 辛синь, 8-му знаку 10-ричного цикла [3, с. 1561; 4, с. 553–554].
 
Этот же компонент встречается в ряде других иероглифов в качестве верхнего компонента (более полный список [2, стр. 87–88]):
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иероглиф фэн 风, изображающий птицу с длинным хвостом, и изображением того же компонента 辛 синь на голове, обозначал ветер, а также божество ветра фэн 风 [3, с. 1429–1430; 4, с. 187–188].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иероглиф лун 龙, изображающий змею с изображением того же компонента синь 辛 на голове, обозначал дракона, божество и природную силу [3, с. 240–241, 1659–60; 4, с. 101–102].
 
Таким образом, иероглиф 商 состоит из элементов 内 нэй «внутренний» и, в верхней части, одного или нескольких изображений 辛 синь, встречающихся в других иероглифах в качестве символа божественного статуса. Несомненно, что общий смысл был благим и подчёркивающим божественную природу данного автоэтнонима.
 
Выводы
 
Поскольку данные письменных памятников Древнего Китая не дают основания для разрешения вопроса о двойном названии династии Шан-Инь, а этот вопрос является принципиальным для реконструкции хронологии бронзового века Китая, в данном исследовании был проделан анализ данных эпиграфики с разбором графической формы иероглифов. Самоназванием династии Шан в эпиграфических надписях на гадательных костях являлся термин Шан; древняя форма знака состояла из сочетания элементов нэй 内 «внутренний» и синь 辛, символа божественного статуса. Таким образом, термин шан 商 имел благой смысл, подчёркивал божественную сущность его носителей, что понятно и оправдано для эндонима.
 
Экзоэтноним инь 殷 начинают употреблять в эпиграфических надписях по отношению к династии Шан представители династии Западное Чжоу. Древняя форма знака состояла из сочетания элементов 父 фу рука с орудием в ней – палкой, или ещё чем-либо, и изображение человека с выступающим животом (身 или 孕 в современном написании). Поскольку употребление элемента фу 父 в значительном количестве примеров имеет значение применения этого орудия по отношению к различным объектам, в рассматриваемом иероглифе инь 殷 можно видеть изображение угрозы либо прямого насилия по отношению к больному человеку или беременной женщине. Представляется, что употребление подобного знака в качестве самоназвания было бы маловероятным; он отражает враждебное отношение, что прекрасно сочетается с его употреблением в качестве экзоэндонима.
 
Таким образом, эпиграфические данные свидетельствуют о том, что термин Шан являлся самоназванием, и термин Инь – экзонимом со стороны враждебных по отношению к династии Шан представителей дома Западное Чжоу. Исследование не подтверждает «версию локализации» письменных памятников, согласно которой, термин Инь имел отношение к определённой местности, в которой находилась столица в последний период правления династии Шан. В гораздо большей степени эти данные согласуются с «версией тождественности», поскольку Инь и Шан получаются альтернативными названиями одного и того же политического образования с двух различных позиций – внутренней и внешней.
 
Литература
1. Го Мо-жо 郭沫若. Нуличжи шидай 奴隶制时代 (Эпоха рабовладения) / 郭沫若全集. 历史编. (Полное собрание сочинений Го Мо-жо). 第3卷 (Т. 3). Пекин, 1954.
2. Го Мо-жо 郭沫若. Цзягувэнь яньцзю甲骨文研究 (Изучение надписей на гадательных костях). Пекин, 1952.
3. Сюй Чжуншу 徐中舒. Цзягу вэньцзы дянь 甲骨文字典 (Словарь знаков на гадательных костях). Чэнду, 1988.
4. Цзягувэнь бянь 甲骨文编 (Собрание изображений знаков на гадательных костях). Пекин, 2005.
5. Чэнь Мэн-цзя 陈梦家. Иньсюй буцы цзуншу 殷墟卜辞综述 (Общий свод сведений о гадательных надписях из Иньсюя). Пекин, 1956.
6. Юй Шэнъу 于省吾. Цзягу вэньцзы шилинь甲骨文字释林 (Сборник разъяснений к знакам на гадательных костях). Тайбэй, 1981.
7. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 3. Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина. М., 1984.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 1 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. – 684 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 8 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). 177-183.


  1. По сообщениям некоторых из них, правитель Пань Гэн перенёс столицу к югу от реки Хуанхэ, что исключает возможность того, что её местоположение находилось под Аньяном.
  2. За исключением «Исторических записок» Сыма Цяня.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.