Синология.Ру

Тематический раздел


Лян нэн

良能 благомочие (врожденная, интуитивная способность, нравственный инстинкт). Термин кит. философии, гл. обр. конфуцианства, выражающий идею априорного стремления к добру исконно благой человеч. природы. Впервые встречается у Мэн-цзы в сочетании с парным термином лян чжи (благосмыслие): «То, на что человек способен (нэн) без научения (сюэ), это его благомочие; то, что [он] знает (чжи [2]) без рассуждения (люй [2]), это его благосмыслие» («Мэн-цзы», VII А, 15).

В рамках выдвинутой Мэн-цзы концепции исконно благой человеч. природы термин лян нэн обозначал ее исходные поведенч. импульсы, вроде стремления ребенка к матери. Однако здесь не было проведено различие между чисто человеч. формой поведения и животным инстинктом, «врожденной способностью» (бэнь нэп), что явствует из стандартного определения лян в комментарии Чжу Си как «врожденной доброты» (бэнь жань чжи шань).

Впоследствии неоконфуцианцы (см. Неоконфуцианство) взялись за выявление духовной сущности лян нэн. Стоявший у истоков этого движения Чжан Цзай утверждал, что «дух (шэнь [1]) и превращение (хуа) — это небесное (тянь [1]) благомочие» («Чжэн мэн», гл. 4), к-рое вместе с благосмыслием пронизывает и одухотворяет «мутную материю» чувственных образов (там же, гл. 17).

Эта тенденция идентифицировать лян нэн с высшими морально-психич. и духовно-интеллектуальными функциями, связанная с возможностью понимать данный термин в смысле «высшая благодатная способность», свое максимальное развитие получила в учении Ван Ян-мина, синтезировавшего лян нэн с лян чжи в концепции «доведения благосмыслия до конца» (чжи лян чжи).

В современном языке лян нэн обозначает инстинкт.

Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983. С. 198–220; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель.

См. также лит-ру к ст. Лян чжи.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 330-331.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.