Синология.Ру

Тематический раздел


Лю Се

劉勰, Лю СеЛю СеЛю Янь-хэ. 466?, уезд Дунгуанцзюй (совр. уезд Цзюйсянь пров. Шань­дун) — 522? Теоретик литературы, автор знаменитого трактата «Вэнь синь дяо лун» («Дракон, изваянный в сердце письмен»).
 
Краткие сведения о жизни Лю Се сообщаются в разделах «Вэньсюэ лечжуань» («Жизнеописания литераторов») из двух офиц. историографич. соч. — «Лян шу» («Книга [об эпохе] Лян», цз. 50) Яо Сы-ляня (ум. 637) и «Нань ши» («Ис­тория Южных [династий]», цз. 72) Ли Янь-шоу (618?—678?). Причем эти све­дения настолько кратки и отрывочны, что установить точные даты рожд. и смерти Лю Се не представляется возможным. В совр. науч. лит-ре, включая словарно-справочные изд., они соотносятся с 465 или 466 годом рожд. и 520, 522, 532, 537-540 годами смерти. Существуют разл. версии и по поводу места рожд. Лю Се: помимо уезда Дунгуанцзюй называют уезд Пэнчэн (пров. Шань­дун) и местность Цзинкоу (совр. г. Чжэнцзян пров. Цзянсу).
 
Согласно «Лян шу», Лю Се происходил из именитого чиновничьего семейства: его двоюродный дед занимал при дин. Сун/Лю Сун (420-478) пост советника по обществ. работам (сыкун) — один из трех высших сановников гос-ва. В «Нань ши» говорится об отце Лю Се, но только то, что он имел офицерское звание и рано умер. Лю Се, оставшись вдвоем с матерью, рос в нищете. После ее смерти он в возрасте, вероятно, 20 лет поселился в буд. монастыре Динлиньсы (в окрестностях столицы Цзянькан, на месте совр. г. Нанкина). Там он принял участие — под руководством монаха Сэн-ю — в составлении буд. антологии «Хун мин цзи» («Собрание [сочинений], светоч [истины] распространяющих»), работа над к-рой была завершена (515-518) Сэн-ю. В нач. VI в., после прихода к власти дин. Лян (502-557), Лю Се объявился в столице и по­ступил на службу. Нек-рое время он занимал пост секретаря-делопроизводителя (цзиши) в аппаратах принцев крови и даже был принят при дворе наследного принца Сяо Туна — будущего составителя антологии «Вэнь сюань» («Избран­ные произведения изящной словесности»). По нек-рым сведениям,  Сяо Тун и его наставник, один из крупнейших политиков и обществ. деятелей того вре­мени Шэнь Юэ, очень высоко отзывались о талантах Лю Се. Однако в жизнеописаниях Сяо Туна и Шэнь Юэ о нем не упоминается. Через нек-рое время Лю Се возвратился в монастырь Динлиньсы, где занялся редак­тированием сутр, причем есть сведения — что по личному приказу императора У-ди (502-549) дин. Лян (см. Лян У-ди). Уже в преклонном возрасте Лю Се принял постриг, получив буд. имя Хуй-ди; скончался в монастыре. Существует т. зр., что Лю Се работал над трактатом «Вэнь синь дяо лун» ок. 30 лет и завершил его еще при южн. дин. Ци (479-501). Тем не менее, согласно традиции, это сочинение принято датировать 1-й третью VI в., сообразуясь с периодом служебной деятельности Лю Се и временем его кончины. Кроме «Вэнь синь дяо лун» Лю Се приписывают буд. трактат «Ме хо лунь» («Рас­суждения об уничтожении сомнений»), включенный в антологию «Хун мин цзи», и текст памятной надписи на буд. стеле.
 
Источники:
Лян шу, цз. 50/ Т 3, с. 710-712; Нань ши, цз. 72/ Т 6, с. 1781-1782; Хун мин цзи (Собрание [сочинений], светоч [истины] распространяющих), цз. 8 // Тайсё синсю Дайдзокё (Трипитака годов Тайсё). Т. 52. Токио, 1963; осн. произв. Лю Се вошло в сводное изд., к-рое в Библиогр. II дано на имя его сост.: Янь Кэ-цзюнь, т. 4, с. 3309-3310.
 
Литература:
Шедевры ки­тайской классической прозы в переводах акад. В.М. Алексеева. Т 1, с. 441; Ван Юань-хуа. Вэнь синь дяо лун чуанцзо лунь; Моу Ши-цзинь. Лю Се няньпу хуйкао; Цао Дао-хэн, Шэнь Юй-чэн. Нань-бэй-чао вэньсюэ ши, с. 316-317; Чжунго вэньсюэ ши. Т 1, с. 313; Чжунго гудай вэньсюэ цыдянь. Т 1, с. 85; Ян Мин-чжао. Лян шу Лю Се чжуань цзянь чжу, с. 178-183; он же. Лю Се цзу нянь чу тань.
 
См. также лит-ру к  «Вэнь синь дяо лун».
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 348.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.