Синология.Ру

Тематический раздел


Лу Цзю-юань

陸九淵, Лу Цзю-юаньЛу Цзю-юаньЛу Сян-шань, Лу Цзы-цзин, прозв. Цунь-чжай, Сян-шань-вэн (Старец со Слоновой горы), Сян-шань сянь шэн (Наставник со Слоновой горы). 26.03.1139, Цзиньси/ци пров. Цзянси, — 10.01.1193, Цзинмэнь пров. Хубэй. Философ, основоположник одного из двух гл. направлений в неоконфуцианстве — «школы Лу [Цзю-юаня] — Ван [Ян-мина]» (лу-ван-сюпай), или, неточно, синь-сюэ [1] («учение о сердце»). Происходил из образованной и родовитой семьи, где был младшим, 6-м сыном и в 2 года лишился матери. Рано проявил выдающиеся умственные способности, в 23 года (1162) получил начальную ученую степень сю цай, а в 33 (1172) — высшую цзинь ши. Был замечен проводившим экзамены крупным ученым и чиновником Люй Цзу-цянем, к-рый затем в 1175 устроил ему знаменательную встречу с Чжу Си, послужившую началом длительной теоретич. дискуссии, в частности о смысле Великого предела (тай цзи). С 1174 находился на гос. службе, сначала в качестве помощника, впоследствии с 1189 — главы округа. В 1182–1186 преподавал в Гос. ун-те, затем у себя на родине в «учебной обители» близ горы Сяншань, где публичными лекциями привлекал большую аудиторию, доходившую до нескольких тыс. слушателей. Женился в 28 лет, имел двух сыновей и дочь. В 1217 удостоился почетного имени Вэнь-ань (Культурное Умиротворение). В 1530 был официально включен в число наиболее выдающихся конфуцианцев. Лу Цзю-юань был другом и одновременно осн. оппонентом Чжу Си, ведущего представителя др. гл. направления в неоконфуцианстве — «школы [братьев] Чэн — Чжу [Си]» (чэнчжу-сюэпай; см. Чэн И; Чэн Хао). Философско-лит. наследие Лу Цзю-юаня невелико, он не создал систематич. учения. Малопопулярный при жизни, прославился благодаря тому, что через четыре столетия его идеи нашли продолжение в доктрине Ван Ян-мина, доминировавшей в духовной жизни интеллектуальной элиты Китая в XVI–XVII вв. Примечательно, однако, что офиц. признание Лу Цзю-юаня произошло в период, когда на школу Ван Ян-мина из-за дворцовых интриг был наложен запрет (1529–1567). Сам Ван Ян-мин был склонен преувеличивать свою близость к Чжу Си и преуменьшать — к Лу Цзю-юаню. Поэтому внешне парадоксальное совпадение гонений на Ван Ян-мина с возвеличиванием Лу Цзю-юаня отразило конкретно-историч. ситуацию идейного торжества их школы, к-рое во 2-й пол. XVI в. было подтверждено и офиц. признанием выдающихся заслуг Ван Ян-мина.

Все рассуждения Лу Цзю-юаня пронизаны общей мыслью о таком изоморфном единстве субъекта и объекта, в к-ром каждый из них является полным аналогом другого: «Вселенная — это мое сердце, мое сердце — это вселенная». Поскольку «сердце» (синь [1]), т.е. психика, любого человека, по Лу Цзю-юаню, содержит в себе все «принципы» (ли [1]) мироздания, всякое познание может и должно быть интроспективным, а нравственность — автономной. Представление об абс. самодостаточности каждой личности обусловливало и пренебрежение Лу Цзю-юаня доктринальной ученостью: «Шестиканоние должно комментировать меня. Зачем мне комментировать Шестиканоние?» Конф. ортодоксы критиковали эти взгляды как замаскированный чань-буддизм (см. Чань школа; Чань-сюэ). Со своей стороны, Лу Цзю-юань усматривал даос.-буд. влияние в осуществленной Чжу Си идентификации конф. трактовки Великого предела (тай цзи) с даос. доктриной «беспредельного/предела отсутствия» (у цзи).

Источники:
Сян-шань цюань цзи (Полн. собр. [соч. Лу] Сян-шаня). Шанхай, 1934 (СББЯ. Цзы [Философы]. Т 59); Лу Сян-шань вэнь цзи (Собр. литературных творений Лу Сян-шаня) / Ред. Фукуда Сигаэру. Токио, 1972; Лу Цзю-юань цзи (Собр. [соч.] Лу Цзю-юаня). Пекин, 1980; Chan Wing-tsit. A Source Book of Chinese Philosophy. Princ.–L., 1963, p. 527–577.

Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 73–81, указ.; он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, с. 104–112, указ.; Инь Се-ли. Лунь Лу Цзю-юань юйчжоугуань ды тэдянь (Об особенностях космологии Лу Цзю-юаня) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1982, № 2; Лю Цзун-сянь. Лу–Ван синь-сюэ яньцзю (Исследование учения о сердце [школы] Лу–Вана). Цзинань, 1997; Ся Чжэнь-тао. Лу Цзю-юань ды «синь-сюэ» поуси (Разъ-яснение «учения о сердце» Лу Цзю-юаня) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1981, № 4; Ху Чжэ-фу. Лу Ван чжэсюэ бянь юй (О тонких различиях между философиями Лу [Цзю-юаня] и Ван [Ян-мина]). Тайбэй, 1966; Чжан Ли-вэнь. Лу Цзю-юань // Чжунго гу-дай чжумин чжэсюэцзя пин чжуань (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 3, кн. 1. Цзинань, 1981; он же. Цзоу сян синь сюэ чжи лу — Лу Сян-шань сысян ды цзуцзи (Следы идеологии Лу Сян-шаня на дороге, ведущей к учению о сердце). Пекин, 1992; Чэнь Гао-хуа. Лу сюэ цзай Юань дай (Учение Лу [Цзю-юаня] в эпоху Юань) // Чжунго чжэсюэ (Китайская философия). Вып. 9. Пекин, 1983; Cady L.V.L. The Phi-losophy оf Lu Hsiang-shan, a Neo-Confucian Monistic Idealist. (Union Theological Seminary, D. Th. Typescript). Vol. 1–2. N.Y., 1939; Foster W.R. Differentiating Rightness from Profit: The Life and Thought of Lu Jiu-yuan (1139–1193). Camb. (Mass.), 1997; Huang Siu-chi. Lu Hsiang-shan: a Twelfth Century Chinese Idealist Philosopher. New Haven, 1944.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 318-319.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.