Синология.Ру

Тематический раздел


Линь Чжао-энь

林兆恩, Линь Мао-сюнь, прозв. Лун-цзян, Цзы-гу-цзы. 1517, Путянь пров. Фуцзянь, — 1598. Мыслитель, предпринявший попытку филоского синтеза конфуцианства, даосизма и буддизма (доктрина сань цзяо хэ и — «единство трех учений»; см. Сань цзяо). Родился в родовитой чиновничьей семье, получил начальную ученую степень сю цай. Учился у Ло Хун-сяня, изучал даосскую и буддийскую доктрины, психотехнику, даосскую медицину. Возможность теоретического синтеза «трех учений» выводил из троичности структуры мироздания: «трем началам» (сань цай) — небо, земля и человек, лежащим в его основе, подобны «три первоосновы» (сань цзун) человека — конфуцианство (жу цзун), даосизм (дао цзун) и буддизм (ши цзун). «Три учения» имеют целью постижение единого дао и различаются функционально: посредством конфуцианства «закладывается основа» (ли бэнь), даосизма — осуществляется «вхождение во врата» (жу мэнь), буддизма — «достижение высшего образца» (цзи цзэ). Продолжая традицию даосских реформаторов XII в., доказывал возможность достижения «совершенной мудрости» (шэн [1]) независимо от обществ. положения и рода занятий, ориентируясь гл. обр. на индивидуальное постижение дао, обнаружение доброй основы своего сознания и постепенное «одухотворение» (хуа шэнь; см. Шэнь [1]). Отождествлял «совершенную мудрость» и сознание («сердце» — синь [1]). Идеальная политическая ситуация, по Линь Чжао-эню, возникает при спонтанном «недеянии» (у вэй) правителя, поскольку народу лучше не ощущать воздействие со стороны власти. «Полное собрание [сочинений] Учителя Линя» («Линь-цзы цюань цзи») было опубликовано ок. 1631. Его биографию написал Хуан Цзун-си. В эпоху Цин (1644–1911) сочинения Линь Чжао-эня были запрещены как «еретические». Храмы «религии трех учений» (сань цзяо чжэн цзун) Линь Чжао-эня сохранились в Юго-Вост. Азии (Сингапур, Малайзия). Доктрина Линь Чжао-эня теоретически подкрепила идеологию религиозного синкретизма.
 
Источники:
Сань цзяо чжэн цзун тун лунь (Подлинная традиция доктрины «трех учений»). [Б.м., б.г.].
 
Литература:
Мартынов А.С. Минская культура и даосские темы Линь Чжаоэня (1517–1598) // Дао и даосизм в Китае. М., 1982; Жун Чжао-цзу. Тичан сань цзя хэ и ды Линь Чжао-энь (Линь Чжао-энь, создатель доктрины «единства трех учений»). Пекин, 1948; Berling J.A. The Syncretic Religion of Lin Chao-en. N.Y., 1980; Franke W. Some Remarks on Lin Chao-en (1517–1598) // Orient Extremus. 1973, № 2; Liu Ts’un-yan. Lin Chao-en (1517–1598), the Master of the Three Teachings // T’P. 1967, vol. 53, livr. 4–5.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 307.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.