Синология.Ру

Тематический раздел


Ли Юй

李漁, Ли ЮйЛи ЮйЛи Сянь-люй, Ли Ли-хун, прозв. Ли Ли-вэн (Старец Ли в Бамбуковой Шляпе). 1611 или 1610, Чжигао пров. Цзянсу — 1680 или 1679. Драматург и теоретик драмы, эссеист и прозаик. Родился в семье зажиточного торговца. Много лет жил в Ланьси (пров. Чжэцзян), на родине предков. После уста­новления маньчж. дин. Цин (1644) переехал в Ханчжоу (пров. Чжэцзян), а за­тем в Нанкин (пров. Цзянсу), где занимался театр. деятельностью и лит. тру­дом, а также предпринимательством (он основал изд. дом «Цзецзыюань» — «Сад с горчичное зерно»). Ли Юй создал свою театр. труппу, с к-рой объездил едва ли не всю страну, выступая в домах богачей. Он проявил себя не только как руководитель семейного театра, но также как своеобразный антрепренер, режиссер и автор пьес.
 
Тв-во Ли Юя разнообразно и обильно. Он автор пьес, получивших назв. «Десять пьес Старца в Бамбуковой Шляпе». Свои обширные знания в об­ласти театр. искусства и драмы он изложил в различных трудах, в т.ч. «Сяньцин оуцзи» («Случайное пристанище для праздных дум») и др. работах. Как прозаик он известен двумя циклами повестей: «У шэн си» («Беззвучные пьесы») и «Ши эр лоу» («Двенадцать башен»), в к-рых он использовал худ. форму ни хуабэнь (см. Хуабэнь), внеся в нее немало оригинальных черт. Перу Ли Юя принадлежат два романа (авторство его признается не всеми): роман­тический «Хуй вэнь чжуань» («Повествование о круговых письменах») и нравоописательный роман «Жоу пу туань» («Подстилка из плоти»). Обшир­ное поэтич. и эссеистич. тв-во Ли Юя вошло в его соч. «И цзя янь» («Слово Одного»).
 
Источники:
Ли Юй. Двенадцать башен: Повести / Пер., предисл. и коммент. Д. Воскресенского. М., 1985, 1999; он же. Полуночник Вэйян, или Под­стилка из плоти / Пер., предисл., коммент. Д. Воскресенского; Пер. стихов Г. Ярославцева. М., 1995, 2000; Китайская эротическая проза / Пер. с кит., предисл. и коммент. Д. Воскресенского. СПб., 2004.
 
Литература:
Вос­кресенский Д.Н. Авторское начало как предмет исследования в китай­ской прозе: Некоторые наблюдения над особенностями творческой манеры Ли Юя; Этико-философские концепции Ли Юя; Ли Юй — человек, породивший множество слухов и споров; Судьба китайского Дон Жуана // Воскресенский Д.Н. Литературный мир средневекого Ки­тая: Китайская классическая проза на байхуа. Собр. трудов. М., 2006, с. 337—342, 264—276, 506—511, 512—539; Позднеева Л.Д. «Драматургия» Ли Юя и его эстетические взгляды // Литература Востока в Новое вре­мя: Учебник. М., 1975, с. 418—429; Цин дай вэньсюэ яньцзю (Иссле­дования по литературе эпохи Цин) / Под ред. Чжан Янь-цзиня и др. Пекин, 2003, с. 308—351.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 334-335.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.