Синология.Ру

Тематический раздел


Китайские императоры периода Мин

(1368-1644)
 
В последнее время, в Китайской Народной Республике обозначился немалый интерес к различным китайским правителям и императорам правившим страной с ранних лет китайской государственности до 1911 г. Выпущено довольно много книг, освещающих жизнь и деятельность либо всех монархов различных эпох в истории страны, либо от­дельных, наиболее выдающихся правителей[1]. В том числе, много публикаций посвящено китайским императорам из династии Мин (1368-1644). Наибольшее количество из них освещает жизнь и де­ятельность основателя династии Мин Чжу Юаньчжана[2]. Есть также и несколько книг о его сыне Чжу Ди[3]. Деятельность остальных императоров из династии Мин достаточно полно освещается в общих трудах об императорах всего имперского периода истории страны.
 
Развернутая мотивация такого интереса и внимания к правящим особам дана в предисловии к упомянутой в сноске №1 работе Цзоу Юаньчу; здесь, в частности, отмечается: «Императоры различных эпох были обладателями высшей власти, поэтому писать о китайских императорах – это в известном смысле писать об истории китайского феодального общества. Императоры на самом высшем уровне представляли политику феодального китайского государства, [...] становились теми, кто мог наиболее полно отражать само существо и способности феодальной политики… Изучение истории правления китайских императоров различных эпох является одной из важных сторон истории китайского феодального общества. В процессе этого изу­чения люди обязательно смогут извлечь многое из уроков истории... Каждое царствование имело какие-то общие результаты. Поэтому оно в какой-то степени отражает некоторые особенности содержания всеобщей истории Китая... Императоры не были единообразны. Каждый из них имел свою индивидуальность. Но было в них и много общего. Они имели достижения и делали ошибки. Некоторые способствовали прогрессу феодального общества, некоторые тормозили его, вели его к расцвету или же к упадку. Среди них были основатели династий, были возродители и губители страны. Причины этого следует искать как в общих, так и субъективных факторах».[4]
 
Отмеченное выше наибольшее внимание китайских исследователей к деятельности и личности основателя династии Мин Чжу Юаньчжана вполне обосновано, поскольку его жизненный путь был весьма неординарен, а деятельность отличалась как положительными, так и отрицательными моментами. Происходя из простой крестьянской семьи, он в юности остался сиротой, поскольку все его ближайшие родичи, за ис­ключением одного племянника, умерли от нагрянувшей эпидемии. После этого он нашел приют в близлежащем буддийском монастыре, став послушником. Здесь он обучился грамоте. Но вскоре его монастырь был уничтожен войсками правящей в Китае монгольской династии Юань. Чудом избежав смерти, находясь во время погрома мо­настыря в своей родной деревне, он после этого ушел в повстанческий отряд. Здесь обучился военному делу, стал десятником, затем занимал более высокие должности, став в конце концов командиром собственного воинского соединения. Пройдя долгий путь борьбы с правительственными силами и войсками других повстанческих лидеров, он в 1368 г. был провозглашен императором созданной им новой правя­щей династии Мин.
 
Сохраняя в целом уже устоявшиеся к тому времени структуры китайского имперского правления, он провел ряд реформ и усовершенствований системы государственной службы: в структуре административного аппарата, в организации вооруженных сил, в службах проверки и контроля чиновно-бюрократической машины. Но вместе с тем, он развернул несколько прокатившихся по стране кампаний массового террора. Острие их было направлено против ряда высших сановников, в том числе бывших его сподвижников и помощников, но это сопровождалось массовым истреблением всех причастных к возбужденным «делам» и подозреваемых в такой причастности, а то и просто совершенно непричастных людей самого различного социального положения. По «делам» тех или иных видных политических фигур казнились и репрессировались десятки тысяч человек. Причем казни подчас сопровождались изощренной жестокостью. Аномальная подозрительность и жестокосердие сочетались в лице основателя династии Мин с заботой о подготовке новых законодательных кодексов и составлением заветов для будущих поколений правителей страны.
 
В конце своей жизни Чжу Юаньчжан столкнулся с проблемой престолонаследия. Его старший сын и наследник умер раньше него, и Чжу Юаньчжану пришлось выбирать преемника из внука, сына умершего наследника, и следующего по старшинству собственного сына, учитывая, что два следующих по старшинству сына к тому моменту также умерли. Выбор был сделан в пользу внука: на престол взошел внук Чжу Юньвэнь, правивший под заменившим табуированное имя девизом Цзянь-вэнь. Он объявил о намерении «начать преобразования», имеющие целью ликвидировать имущественное неравенство путем введения «системы равных полей» ‑ идеализированного древнекитайскими мыслителями порядка землепользования, а также сделать опорой своей власти кровнородственные объединения поселения цзу. При этом он опирался на новых выдвиженцев в правящей элите ‑ Ци Тая, Хуан Цзыдэна и Фан Сяожу. В результате в правящей верхушке возникли противоречия: одни поддержали внука-наследника, другие ‑ Чжу Ди, зарекомендовавшего себя успешным полководцем, и пусть четвертого по старшинству, но оставшегося старшим в роде сына основателя династии.
 
В стране вспыхнула междоусобная война, победа в которой в 1402 г, оказалась за Чжу Ди. Законный император «пропал» ‑ по одной версии, был убит (или же покончил жизнь самоубийством), по другой – скрылся в буддийском монастыре и прожил в безвестности еще не один десяток лет.
 
Воцарившийся Чжу Ди (Чэн-цзу) (1403‑1424) первоначально, для закрепления на «завоеванном» престоле сделал крен к опоре на армию; всячески награждал офицеров и солдат, а своих военачальников расставил по стране в качестве военных наместников. Но уже вскоре, после 1405 г., в стране восстановилась прежняя, достаточно совершенная для своего времени система административного управления, ключевые позиции в которой заняли ставленники нового императора. Все большее влияние при Чжу Ди приобретает государственный секретариат, получивший название «Внутридворцовый кабинет» (Нэйгэ), дворцовые «надзоры» (сы) и служба сыска, ‑ в какой-то степени дублирующая ординарные правительственные структуры и, тем самым, ограничивавшая их самостоятельность. Той же цели ‑ укреплению власти нового императора и его окружения ‑ служил и перенос «главной» столицы из Нанкина в Пекин в 1421 г. Сам император активно принимал участие в текущих делах по управлению страной. В году правления Чжу Ди наблюдается активизация внешней политики страны: совершаются походы во Вьетнам, в заморские страны многократно посылается грандиозная эскадра под командованием дворцового евнуха Чжэн Хэ, которая доходит до восточных берегов Африки, демонстрируя «богатство и мощь Китая», предпринимаются наступательные операции против потерявших свою власть в Китае монгольских племен. Болезнь, приведшая к смерти Чжу Ди, застала его во время его личного участия в походе в монгольские степи.
 
Следующий император ‑ Сюань-цзун (Чжу Чжаньцзи), сын и наследник Чжу Ди, правил под девизом Сюань-дэ в 1425-1435 гг. Он пытался продолжить экспедиции китайского флота в заморские края, но энергии и средств хватило лишь на одну экспедицию. Ему также удалось подавить вспыхнувший в 1426 г. мятеж одного из властителей своеобразных уделов, розданных еще основателем династии своим многочисленным сыновьям – мятеж Хань-вана.
 
Унаследовавший престол император Ин-цзун (Чжу Цичжэнь) правил под девизом Чжэн-тун. В 1449 г., лично ведя китайские войска против монголов, он проиграл битву под Туму и попал в плен. В столице воцарился его брат Чжу Циюй, избравший девиз правления Цзин-тай. Но в 1457 г. монголы отпустили из плена прежнего императора. Он вернулся, сверг с престола своего брата, казнил его мучительной смертью и продолжил свое царствование до 1464 г., ничем себя особенно не проявив.
 
Его сменил его старший сын и наследник Чжу Цзяньшэнь, официально именовавшийся Сянь-цзун и правивший под девизом Чэн-хуа с 1464 по 1487 г. Он реабилитировал своего дядю-узурпатора, что вызвало некоторое брожение в правящих кругах. Он также прославился тем, что любил и жаловал великое множество гаремных женщин. Госу­дарственные дела он часто передоверял придворным евнухам, назначал их на ответственные административные посты. При нем была создана новая, в дополнение к уже существовавшим, карательная служба Си-гуан («Западная ограда»), состоявшая исключительно из дворцовых евнухов, чинившая, наряду с прочими органами подобного назначения, произвол и насилие. Правление Сянь-цзуна также отмечено неодно­кратными народными восстаниями, которые пока еще успешно подавлялись властями.
 
Сменивший на престоле в 1487 г. Сянь-цзуна, его сын Сяо-цзун (Чжу Ютан) изгнал с руководящих постов и императорского дворца фаворитов своего отца. Более тысячи прежних сановников было отправлено в ссылку. На руководящие должности были выдвинуты новые люди. При нем была прекращена практика раздачи земельных угодий вместе с обрабатывающими их крестьянами по просьбам, поступившим от многочисленных императорских родичей и высших сановников, а также уменьшена тяжесть практиковавшейся в стране трудовой, или же отработочной повинности населения. Стало отпускаться больше средств на помощь пострадавшим от засух и наводнений районам. Было также приказано сократить количество средств, отпускаемых на повседневную жизнь императорского двора. Но вскоре Сяо-цзун попал под влияние дворцового евнуха Ли Гуяна, который пристрастил его к мистическим занятиям, волшебству, отвлекая от реальных дел.
 
В 1505 г. после смерти Сяо-цзуна престол перешел к его старшему сыну и наследнику У-цзуну (Чжу Хоучжао), правившему под девизом Чжэн-дэ до 1521 г. К моменту воцарения ему было всего 13 лет, и он попал под влияние опытного придворного евнуха Лю Цзиня. Пока подросток-император предавался вместо занятия государственными де­лами всевозможным развлечениям, Лю Цзинь и еще семь выдвинутых им на высшие посты придворных евнухов практически сосредоточили в своих руках всю высшую власть. Они использовали свое положение для безудержного обогащения, подучив прозвание «восьми тигров». Попробовавшие протестовать против этого в 1507 г. высокопоставленные чиновники были объявлены преступниками и наказаны. Император также имел пристрастие к усыновлению своих фаворитов. Число усыновленных им людей приближалось к сотне. Все они получали щедрое содержание из казны и обширные земельные владения.
 
У-цзун был весьма своеобразной фигурой и в личной жизни. Он любил переодеваться в ординарное платье и в сопровождении одного-двух друзей отправлялся гулять по столичному городу. Посещал притоны с женщинами легкого поведения. Заходил наугад в дома простых жителей, заставляя женщин сопровождать его в дальнейшей прогулке, а иногда приводил их во дворец, поражая придворной роскошью. Вместе с тем, он иногда водил в походы войска против вторгавшегося противника или же на подавление внутренних восстаний. Сам участвовал в сражениях и вел счет пораженных им врагов. В свободное время он любил читать книги, не имеющие отношения к политике или идеологии. По своей воле учил иностранные языки и, в частности, овладел монгольским, арабским и санскритом. Умер он в 1521 г. от болезни, завещав, чтобы управление государственными делами было передано императрице и сановникам из «Внутридворцового кабинета» (Нэйгэ), поскольку при всей своей любвеобильности ухитрился не оставить законных сыновей.
 
Вдовствующая императрица и глава «Внутридворцового кабинета» Ян Тинхэ возвели на престол дядю У-цзуна (младшего брата его отца – Чжу Хоуцзуна, 1507-1566), официально именовавшегося Ши-цзуном и избравшего девизом своего правления наименование Цзя-цзин (1522-1566). Свое царствование он начал с отстранения от дел и казни фаворитов прежнего императора – сановников Цзянь Нина и Цзянь Биня, а также ряда других высокопоставленных персон. Поскольку до своего воцарения Ши-цзун находился вне придворной жизни, то, получив престол, старался как можно больше сосредоточить власть в собственных руках. В его характере сочетались замкнутость и жестокость. Не чужд он был и мистике, много внимания, сил и средств уделял поискам чудодейственного снадобья, продлевающего жизнь. Свой гарем он пополнил большим количеством малолетних девочек, к которым питал особое пристрастие. Отдавая предпочтение даосской идеологии, он инспирировал преследование буддистов, влияние которых в стране к тому времени было весьма значительно. В частности, были предприняты конфискации ценностей, накопленных и хранившихся в буддийских монастырях. Последнее, однако, объясняется не только чисто идеологическими мотивами, но и стремлением поправить ухудшавшееся финансовое положение в стране, имевшее, в свою очередь, причину во все возрастающем переделе земельной собственности ‑ быстром росте крупных земельных правящих слоев общества (в том числе обширного к тому времени клана императорской родни) в ущерб мелкокрестьянскому землевладению.
 
Обострялось и внешнеполитическое положение империи. Вдоль все­го морского побережья страны шли столкновения с «японскими пиратами», пытавшимися силой взломать традиционную китайскую политику «морского запрета» ‑ жесткого контроля и ограничения внешней морской торговли со стороны китайских властей. Участились и военные столкновения на монгольских рубежах.
 
Умер Ши-цзун в конце 1566 г., отравившись препаратами, полученными в ходе его поисков «эликсира бессмертия». На престол взошел его третий по старшинству сын Чжу Цзайхоу, правивший под официальным наименованием Му-цзун и девизом годов правления Лун-цин (1567-1572). Во внутриполитических делах он следовал советам приближенных секретарей «Внутридворцового кабинета» Чжан Цзюйчжэна и Гао Гуна. Во внешней политике уделял особое внимание налаживанию мирных отношений и взаимовыгодной торговли с монголами. Но одновременно не забывал и об обороне, поручив полководцам Ци Цзигуану и Ван Чунгу подновить и укрепить Великую стену на северо-западных рубежах империи, что и было выполнено огромными усилиями армии и принудительным трудом населения. Этот император, в отличие от предшественника, не любил магов и прорицателей, и даже преследовал их. Даже будучи больным, до самой смерти занимался государственными делами, вызывая к себе своих советников. Умер Му-цзун весной 1572 г., завещав передать престол своему третьему по старшинству сыну Чжу Цзюню, который взошел на престол под именем Шэнь-цзун, избрав девизом правления Вань-ли (1573-1619).
 
Поскольку к моменту воцарения новому императору было всего 9 лет, государственные дела первоначально вершили приближенные к трону советники Гао Гун, Чжан Цзюйчжэн и Гао И. Наибольшее влияние среди них приобрел Чжан Цзюйчжэн, по инициативе которого в 1581 г. была проведена налоговая реформа: поземельный налог, являвшийся главным источником пополнения государственной казны, стал взиматься в пересчете на деньги, равно как и различные подушные повинности. Было также проведено сокращение численности государственного аппарата, проведены крупные работы по укре­плению берегов реки Хуанхэ для предотвращения разрушительных наводнений. Повзрослевший император не проявлял усердия в государственных делах, но увлекался строительством дворцов. Поэтому после смерти Чжан Цзюйчжэна дальнейшее реформаторство было прекращено. Правда, при дворе продолжалась дискуссия по этому поводу, но император устранился от поддержки какой-либо из споривших сторон. Он умер в 1620 г. Его погребение остается пока единственным раскрытым китайскими археологами для музейного обозрения в комплексе 13 могил императоров династии Мин. Престол перешел к старшему сыну и наследнику Шэнь-цзуна ‑ Чжу Чанло, официально наименованному Гуан--цзуном и избравшему девизом правления Тай-чан (1620). Но на престоле он пробыл всего один месяц, поскольку был отравлен своими недоброжелателями в результате вспыхнувших по поводу престолонаследия придворных интриг. Этот эпизод вошел в историю Китая как «отравление красной пилюлей». На престол вступил старший сын отравленного императора Чжу Юцзяо, получивший имя Си-цзун и взявший девизом правления Тянь-ци (1621-1627).
 
Новый император неохотно занимался государственными делами и передал их в ведение своей бывшей кормилицы и дворцового евнуха Вэй Чжунсяня. Последний вошел в историю как один из самых одиозных временщиков в истории страны. Его произвол вызывал возмущение не только при дворе, но и во всей стране, где к тому времени начали вспыхивать и шириться народные восстания. Император же с увлечением занимался столярным и плотницким делом, достигнув в этом профессионального мастерства. Умер он в 1627 г. от простуды после нечаянного падения в холодную воду с прогулочного ко­рабля.
 
Престол перешел к младшему брату скончавшегося императора Чжу Юцзянъю ‑ пятому по старшинству сыну Гуан-цзуна, так как у его покойного предшественника не было сыновей. Новый император получил официальное наименование Сы-цзун и принял девиз годов правления Чун-чжэнь (1628-1644). Он казнил временщика Вэй Чжунсяня и постарался пресечь произвол придворной клики. Но коренным образом изменить назревавшую кризисную ситуацию в стране было уже трудно. Народные выступления против власти ширились, и после 1628 г. переросли в мощную крестьянскую войну под руководством Ли Цзычэна. Весной 1644 г. его войска ворвались в Пекин. Император повесился в примыкающем к дворцовому комплексу парке Цзиншань. Династия Мин пала. Правда, бежавшие на юг отпрыски императорского дома пытались сохранить свою власть в южных пределах страны. Они вошли в историю как «Южные Мины». Однако к 1664 г. вся территория Китая попала под власть завоевавших его маньчжурских императоров из династии Цин.
 
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2009. - 502 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1. С. 101-108.


  1. Например: Лю Цзэхуа. Чжунго дэ ванцюанчжун (Китайский царизм), Шанхай, 2000; Ян Цзяньюй. Чжунго лидай ди ван лу (Описание китайских императоров и правителей различных эпох), Шанхай, 1989; Цзоу Юаньчу. Чжунго хуанди яо лу (Основные сведения о китайских императорах), Пекин, 1989; Сюй Ляньта, Чжу Цзыянь. Чжунго хуанди чжиду (Китайский императорский строй), Гуанчжоу, 1996; Янь Гоцюнь. Кайго хуанди улюэ тань (Изыскание военной стратегии императоров основателей династий), Пекин, 1988; Серия книг: Ли дай Мин ди чжэн-чжи чжихуй (Политическое разумение знаменитых императоров различных эпох), Пекин, 2000; серия книг Чжунго ши да хуанди бэньчжуань (Основное из жизнеописаний великих императоров) под ред. Сюй Чэ и Ван Шуцина, Шэньян, 1996; Сян Ци. Хуан гун шэнхо чжоу ши (Важнейшие события из жизни императорского дворца), Пекин, 2002.
  2. Серия книг Си шоу Миндай шилю ди (Подробное повествование о шестнадцати императорах из династии Мин), Пекин, 2005; Мин чао шилю ди (Шестнадцать императоров из династии Мин) под ред. Ван Тянью, Пекин, 2001; серия книг Шисаньлин ди ван ши шоу (Историческое повествование об императорах из «Тринадцати погребений»), Пекин, 1987; Гао Шоушань. Дин-дин Цинь Хуайхэ / Чжу Юаньчжан дэ чжи го моулюэ (Утвердить императорскую власть на реке Хуай / Стратегия Чжу Юаньчкана в управлении государством), Пекин, 2000; У Хань. Чжу Юаньчжан чжуань (Жизнеописание Чжу Юаньчжана), Пекин, 1965 (переизд. в 1987 г.); Тесюэ цзяньгун (Успехи, достигнутые железом и кровью - Кратко о свершениях Чжу Юаньчжана), сост. Цяо Цзы, Пекин, 2002; Чэнь Ши, Ху Ланьфэнь. Чжуюаньчжан чжисихуй (Мудрость Чжу Юаньчжана), Пекин, 2001; Сяо Лянь, Юй Хэн. Хун-у хуанди (Император Хун-у), Чжэньчжоу, 1988; Лю Сюаньхэ, Вэй Вэй, Чжу Бан-ши. Тайцзу из династии Мин Чжу Юаньчжан, Тайюань, 2000; Чжан Дэ-синь и др. Мин Тай-цзу чжоувэй дэ цюнсин (Звездное окружение Тай-цзу из династии Мин), Хэфэй, 1989; Ши Чжунвэнь, Вэнь Лун, Чэн Юн. Чжу Юаньчжан чэн бае дэ юй жэнь Таолюэ (Стратегия и тактика Чжу Юаньчжана в управлении людьми когда он был гегемоном), Пекин, 2001.
  3. Шан Чжуань. Юн-лэ хуанди (Император Юн-лэ), Пекин, 1989; Чао Чжунчжан. Мин Чэн-цзу чжуань (Жизнеописание императора Чэн-цзу из династии Мин), Пекин, 1993.
  4. Цзоу Юаньчу. Чжунго хуанди яо лу (Основные сведения о китай­ских императорах), Пекин, 1989. Предисловие, с. 1-3.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.