Синология.Ру

Тематический раздел


Кастильоне

Giuseppe Castiglione, Джузеппе Кастильоне, кит. имя Лан Ши-нин 郎世寧, 19.07.1688, Милан, — 17.07.1766, Пекин. Миссионер-иезуит, итальянец, придворный художник императоров дин. Цин (1644–1911). Навыки художника приобрел, обучаясь у иезуита Андреа Поццо (Andrea Pozzo, 30.11.1642 — 31.8.1709) — одного из главных в то время теоретиков перспективы, мастера архитектурного черчения, декоратора и живописца, творившего в стиле барокко. Нек-рое время Кастильоне работал в Генуе, расписывая церковь, затем — в Португалии; оттуда был послан в качестве миссионера в Китай, где стал придворным художником и архитектором, пребывал в этой должности до конца своих дней (О. Сирен ошибочно указал 1768 как дату смерти Кастильоне). Прожил в Китае более 50 лет; талант и мастерство позволили мастеру снискать высокое признание и милость трех кит. императоров: Кан-си (1662–1722) и еще более — Юн-чжэна (1723–1735) и Цянь-луна (1736–1795); последние оставили на мн. его произведениях свои восторженные автографы.
 
Творч. диапазон Кастильоне был очень широк: он продолжал писать в западной манере маслом, но больше внимания уделял работе в технике кит. традиционной живописи с использованием европейских худ. приемов: светотеневой моделировки, линейной перспективы и т.п.; чаще всего обращался к жанру хуа-няо («цветы и птицы») и жэнь-у («фигуры»); охотно писал портреты и пейзажи, сцены придворной и бытовой жизни, мастерски изображал лошадей; как архитектор участвовал в строительстве европеизированных сооружений в летнем императорском дворце Юаньминъюань. Можно сказать, что Лан Ши-нин, по сравнению с др. зап. художниками, работавшими в Китае, наиб. удачно вписался в контекст нац. культуры, создал особый стиль, имеющий аналогию в стиле школы Бо-чэня (Бочэнь-пай), и вошел в историю нац. живописи как весьма заметная фигура.
 
Кастильоне подписывал свои работы аккуратным отточенным почерком кайшу; и в подписи и в печатях использовал полное кит. имя (Лан Ши-нин) либо только собственно имя (Ши-нин), всегда с обычными для придворного художника добавлениями вежливых формул: чаще всего чэнь («покорный слуга императора») и гун-хуй («почтительно нарисовал»). В словарях зафиксировано очень небольшое кол-во печатей Лан Ши-нина: помимо трех, включающих все три иероглифа его имени либо последние два, известна печать Жунь сэ тай пин 潤色太平. Поэтому вряд ли есть основания судить о подлинности или ложности печатей художника, имеющихся на к.-л. приписываемом ему произведении. Печати Лан Ши-нина по форме довольно простые, точные, легко читаются и, как и его почерк, легко подделываются. Кит. авторы сообщают, что среди дошедших до нас работ, приписываемых Лан Ши-нину, немало фальшивок, изготовлением к-рых особенно много и успешно занимались в Пекине в р-не Дианьмэнь в кон. периода Цин и в первые годы после революции 1911.
 
Литература:
Contag V., Wang Chich’ien. Seals of Chinese Painters and Collectors of the Ming and Ch’ing Periods. Hongkong, 1982; Siren О. A History of Later Chinese Painting. Vol. 1–2. N.Y., 1978.
 
См. также лит-ру к ст. У-пай.
 
Автор: Сычёв В.Л.
 
Дж. Кастильоне в 1707 стал иезуитом и мастером религиозной живописи в Генуе; чтобы попасть в Китай, добровольно выехал в Португалию и провел два года в известном монастыре г. Коимбра, где продолжал работать художником. 11 апр. 1714 отплыл на Гоа, а 15 июля 1715 прибыл в Макао и приступил к изучению языка, образа жизни, традиций и обычаев китайцев, приняв кит. имя Лан Ши-нин (Лан Спокойная Жизнь). 22 нояб. 1715 Кастильоне прибыл в Пекин и в том же месяце был представлен имп. Кан-си; расписал неск. иезуитских церквей в Пекине, но работы времен Кан-си не сохранились. Самая ранняя картина «Цзюй жуй ту» 聚瑞圖 («Изображение множества благовещих [цветов и растений]», 173´86,1 см, шелк, тушь, цветные краски, 1723, Нац. музей Гугун, Тайбэй). Подпись на картине, включающая слово чэнь («верноподданный»), показывает, что Кастильоне уже состоял на службе при дворе. Самые известные живописные произведения мастера посвящены изображению коней: «Бай цзюнь ту» 百駿圖 («Сто благородных скакунов», 94,5´776,2 см, шелк, тушь, краски, 1728), «Ба цзюнь ту» 八駿圖 («Восемь благородных скакунов», 139,3´80,2 см, шелк, тушь, краски, 1760-е?), «Юнь цзинь куан цай ту» 云錦狂才圖 («Облачно-черные [и] злато-парчовые, дикие [как] стихия», 59´35,4, шелк, тушь, краски, 1760-е?) Как и большинство картин художника, они хранятся в тайваньском Нац. музее Гугун. В течение 1740–1760-х Кастильоне создал серию «портретов» любимых коней имп. Цянь-луна, а также собак и хищных птиц, используемых во время охоты; кроме написания картин, давал уроки живописи маслом, его учениками были многие придворные художники-китайцы. В годы правления имп. Юн-чжэна Кастильоне участвовал в переводе на кит. яз. трактата Андреа Роццо «Perspectiva Pictorium et Architectorum» («Перспектива в живописи и архитектуре»). Книга вышла в 1729 под назв. «Ши сюэ» 視學 («Учение о визуальном»), переиздана в 1735.
 
Франц. епископ-миссионер Пьер-Мари-Альфонс Фавье (Pierre Marie Alphonse Favier, кит. имя Фань Го-лян 樊国梁, 1837–1905), автор кн. «Яньцзин кай цзяо люэ» 燕京開敎略 («Очерки о распространении [христианской] религии в Яньцзине (Пекине)»), хвалит Кастильоне за заступничество в отношении христиан в Китае. В 1736, в 1-й год правления Цянь-луна, художник добился от императора отмены указа о запрете католицизма и миссионерской деятельности в Китае и в дальнейшем не прекращал радения о миссионерах.
 
Как придворный художник и архитектор, Кастильоне участвовал в постройке летнего дворца Юаньминъюань в окрестностях Пекина, для к-рого спроектировал большой фонтан-клепсидру с бронзовыми фигурами 12 животных кит. календаря и окружающий архитектурный ансамбль. В 1754 Кастильоне сопровождал Цянь-луна в поездке на северо-восток Китая, целью к-рой было принятие в подданство джунгарского (ойратского) князя Амурсаны (1722–1757). По этому случаю Кастильоне и др. придворные художники — Ж.-Д. Аттире (Jean-Denis Attiret) и И. Зихельбарт (Ignatius Sichelbarth) совместно написали грандиозное документальное полотно, а Аттире создал серию портретов новых подданных.
 
70-летие Кастильоне в 1757 было отмечено почестями, подобающими высшим придворным сановникам. В 1765 Цянь-лун приказал художникам-европейцам увековечить в серии гравюр свои военные победы при завоевании Джунгарии и соседних мусульманских стран. Из 16 гравюр Кастильоне выполнил четыре. Гравирование было завершено в 1774, когда мастера уже не было в живых. Он умер в 1766 и был похоронен на португальском кладбище под Пекином, причем Цянь-лун лично составил и написал эпитафию.
 
Кастильоне часто сравнивали с Юйчжи Исэном 尉遲乙僧, известным иноземным художником эпохи Тан (618–907), происходившим из обл. Сиюй близ Дуньхуана (на северо-западе совр. Китая). Хотя Кастильоне не имел выдающихся учеников, многие придворные художники подражали его стилю и технике, а его личные работы стали уникальным вкладом в иск-во Китая в целом и эпохи шинуазри («китайского стиля») XVIII в. в частности. Как художник и миссионер, он выступал в роли культурного посредника между двумя цивилизациями. Огромен его вклад в сближение Европы и Китая, в развитие эстетич. воззрений в Китае. Принадлежащее тайваньскому музею Гугун собрание картин Кастильоне издано отд. каталогом в 1983, к 400-летию приезда в Китай первого европейского миссионера Риччи Маттео. В 2005 Центральное телевидение КНР (CCTV) выпустило телесериал «Дворцовый художник», снятый по мотивам биографии Кастильоне.
 
Литература:
Головачёв В.Ц. Биография Лан Ши-нина (Джузеппе Кастильоне) — придворного художника китайских императоров // XXVI НК ОГК. М., 1995; он же. Джузеппе Кастильоне (Лан Ши-нин) и его картина «Восемь благородных лошадей»: картина-автобиография придворного художника // XXVIII НК ОГК. М., 1998; Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа. Конец XVI — XIX век. Каталог выставки. СПб., 2003. Beurdeley C., Beurdeley M.G. Castiglione. Tokyo, 1972; Collected Works of Giuseppe Castiglione. Taipei, 1983; Loehr G. Missionary Artists at the Manchu Court // Transactions of the Oriental Ceramic Society. Vol. 34, 1962/1963.
 
Автор: Головачев В.Ц.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 596-598.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.